Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блок

«Вхожу я в темные храмы…»

Это стихотворение Александра Блока вобрало в себя все основные мотивы цикла «Стихи о Прекрас­ной Даме».

Главный мотив стихотворения — ожидание встре­чи с Прекрасной Дамой и высокое служение Ей. Все произведение овеяно атмосферой мистической тайны и чуда. Здесь все неуловимо, все только намек.

Какие — то отблески, мерцания, надежды на непостижимое чудо — на явление Прекрасной Дамы, в образе кото­рой воплотилось некое Божественное начало.

Слова лирического героя обретают характер

тор­жественного гимна, молитвенного песнопения, с которым верующие обычно обращаются к своему Божеству. Текст произведения состоит из обращений и восклицаний, выражающих безмерное восхищение героя. Событий не происходит.

Есть только ожида­ние: лирический герой видит себя в образе преданно­го рыцаря, давшего высокий обет вечного служения своей Прекрасной Возлюбленной.

Лирический герой называет свою возлюбленную Величавой Вечной Женой, Милой, Святой. Так высок и свят образ Прекрасной Дамы, что все обращения к ней написаны автором с большой буквы. И не только эти слова, но и местоимения: Ты, о Ней, Твои.

Ритуальность

и святость происходящего подчерк­нута также изображением храма, горящих свечей и лампад. Само стихотворение звучит, как молитва. Лексика торжественная: использовано много высо­ких, красивых и устаревших слов, подчеркивающих исключительность события. Любовь к Прекрасной Даме — это своеобразное таинство.

Героиня предстает и в облике Величавой Вечной Жены, и в облике просто земной женщины, когда лирический герой называет ее Милой.

Лирический герой ожидает чуда — появления таинственной Незнакомки. Его одинокая, встре­воженная душа стремится к возвышенному, ждет откровения, перерождения. Это ожидание — томи­тельное, напряженное, тревожное.

Поэт использует символику красного цвета. Во всех стихотворениях, посвященных Прекрасной Даме, красный цвет — это и огонь земных страстей, и знак Ее появления. В этом стихотворении лирический герой ждет Ее появления при свете красных лампад. Эпитет озаренный тоже отражает этот цвет:

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Прекрасная Дама — это мечта, идеал, но счастье с Ней возможно не на земле, а в вечности, в мечтах.

В этом стихотворении присутствуют привычные для любовной лирики мотивы: мечты о Ней, на­дежда на встречу.

Но образ Прекрасной Дамы необычен. Это не только реальная возлюбленная лирического героя, но и Душа Мира. Лирический герой — не просто влюбленный, а Человек вообще, который стремится к слиянию с Душой Мира — к достижению абсолют­ной гармонии.

В таком прочтении стихотворение воспринимается уже не как любовная, а как фило­софская лирика.

Мечта о встрече с Прекрасной Дамой — это же­лание уйти из реального мира, от недостойных людей, для которых «истина в вине», в наживе и корысти. Используя ассоциации, образы и симво­лы, Александр Блок пишет не только о любви, но и о сложном, неизведанном мире, пробуждающем в душе гармонию, красоту, добро.

Для усиления впечатления Блок использует эпи­теты. Эмоциональность усиливают оли­цетворения и риторические восклицания. Использованы ассонансы.

Стихотворение написано трехударным дольником. Стопа разносложная с ударением на разных слогах, рифма — перекрестная.




Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блок