Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский
Хорошее отношение к лошадям
Стихотворение написано в период Гражданской войны. Это было время разрухи и голода, революционного террора и насилия. Произведение Владимира Маяковского — призыв к милосердию и восстановлению человеческих отношений.
Упавшая лошадь заставляет вспомнить забитую клячу из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», символизирующую положение «униженных и оскорбленных «.
Начало стихотворения можно назвать камертоном, который настраивает восприятие читателя: «Гриб. / Грабь.
События, описанные в стихотворении, можно пересказать в нескольких словах. В Москве, возле Кузнецкого моста, поэт увидел лошадь, которая упала на скользкой мостовой. У собравшихся зевак происшествие вызвало злорадный смех, и лишь поэт посочувствовал несчастному животному.
От ласкового слова лошадь нашла в себе силы подняться и идти дальше.
В стихотворении можно четко выделить вступление, основную часть и заключение.
В
Ветром опита, льдом обута, улица скользила.
«Ветром опита» — это улица, напоенная сырым, холодным воздухом; «льдом обута» — означает, что лед покрыл улицу, как бы обул ее, поэтому она стала скользкой. Использована еще и метонимия: на самом деле не «улица скользила», а поскальзывались прохожие.
Следует отметить также, что улица в раннем творчестве Маяковского часто была метафорой старого мира, обывательского сознания, агрессивной толпы.
В рассматриваемом произведении поэт изображает уличную толпу еще и праздной, и разодетой: «штаны пришедшие Кузнецким клешить».
Клешитъ — неологизм Маяковского от слова «клеш». Клеш служит средством социальной характеристики толпы.
Поэт изображает сытых обывателей, ищущих развлечений. Просторечное слово сгрудились означает: собрались в кучу, как стадо. Страдания животного вызывают у них лишь смех, их выкрики подобны вою.
Далее автор использует антитезу, противопоставляя лирического героя толпе:
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему.
Поэт удручен увиденным. Его взволнованность передана паузами: «Подошел / и вижу / глаза лошадиные…». Тоска переполняет душу лирического героя.
Противопоставление поэта толпе не случайное — Маяковский рассказывает не только о происшествии на Кузнецком мосту, но и о себе тоже, о своей «звериной тоске» и об умении преодолевать ее. Плачущая лошадь — своеобразный двойник автора. Измученный поэт знает, что нужно найти в себе силы продолжать жить. Поэтому он обращается к лошади как к товарищу по несчастью:
Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.
Основную нагрузку в стихотворении несут на себе глаголы действия. Весь сюжет можно описать с помощью цепочки глаголов: грохнулась — сгрудились — подошел — рванулась — пошла — пришла — стала.
Оптимистичны завершающие строки стихотворения:
И все ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило.
Через нехитрый сюжет Маяковский раскрывает одну из важнейших тем поэзии — тему одиночества.
Но поэт делает это по-своему — в системе эстетики футуризма, нарушавшей все привычные законы стихосложения.
Стихи, с помощью графики разбитые на интонационные отрезки, получают свободную непринужденность.
Автор использует самые разные виды рифм: усеченные неточные ; неравносложные ; составные. Есть омонимическая рифма: пошла — пошла. Есть и звуковая перекличка внутри строки. Эти рифмы как бы оттеняют два мира — мир поэта и мир равнодушной, черствой толпы.
Ритм стихотворения тоже разнообразный — от громкого скандирования до негромких лирических отступлений.
Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский