Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза»
В 1944 году Заболоцкий вышел из лагерей, где провел порядка пяти лет. Осудили его по ложному обвинению в антисоветской пропаганде. В заключении поэт серьезно подорвал здоровье — особенно пострадало сердце.
Значительную часть срока ему пришлось отбывать в Восточном железнодорожном исправительно-трудовом лагере, расположенном неподалеку от Комсомольска-на-Амуре — города, по климатическим условиям приравненного к Крайнему Северу. Естественно, пережитый кошмар наложил серьезный отпечаток и на психику Николая Алексеевича. После освобождения
Незадолго до своей смерти в 1958 году Заболоцкий составил рукописное итоговое собрание сочинений. В него включены восемь стихотворений, помеченных 1946 годом. С некоторой долей условности их можно объединить в цикл.
Среди этих произведений — «Гроза», посвященное по большей части теме назначения поэта и поэзии. При этом начинается оно с прекрасного описания пейзажа: пробежала над миром зарница, легла на землю тень от тучи, низко пролетела птица.
В стихотворении природа тесно связана с человеком. Чтобы продемонстрировать это,
Он предстает человеком, находящимся в центре мироздания, всецело захваченным великолепным зрелищем, которое разворачивается перед его внимательным взором. Как неожиданно приходит гроза, так же внезапно посещает вдохновение настоящего поэта. Сначала мелькает молния мысли, за ней медленно идут первые слова. В третьей строфе фигурирует образ яркий и загадочный — светлоокая дева, появившаяся из темной воды.
Возможно, Заболоцкий отсылает читателей к мифу о древнегреческой Афродите — богине любви, красоты, вечной весны и жизни, возникшей из воздушной морской раковины и вышедшей на берег вблизи Кипра. Дева из стихотворения — одновременно порождение грозы и человеческого воображения. При этом ей подвластны и слова, и природные явления.
Можно ее рассматривать и как воплощение Музы.
Гроза в рассматриваемом тексте — еще и символ очищения, начала нового этапа. Для Заболоцкого, прошедшего лагерный ад, важно вернуться к творчеству, к нормальной жизни. В данном случае без вдохновения сделать это не представляется возможным.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза»