Анализ стихотворения Заболоцкого «Клялась ты — до гроба…»

Осень 1956 года — время трагическое для Заболоцкого. От поэта ушла горячо любимая жена Екатерина Клыкова. Причем в качестве нового супруга она выбрала Василия Гроссмана, известного российского писателя, автора романа «Жизнь и судьба».

Николая Александрович крайне тяжело переживал крах семейных отношений. Тем не менее, еще не был оформлен официальный развод, а Заболоцкий уже начал встречаться с 28-летней Наталией Роскиной, работавшей в редакции непериодического научного издания «Литературное наследство» и бывшей его давней поклонницей.

Он даже успел на ней жениться, правда, брак долго не продлился.

Кратковременным романом с Роскиной отчасти вдохновлен цикл «Последняя любовь», в состав которого вошли десять стихотворений. Одно из них — «Клялась ты — до гроба…».

Впервые в этой серии Заболоцкий писал не о любви как таковой, не о каком-то абстрактном чувстве, а о том, что ему пришлось пережить, пропустить через себя. Произведения в цикле размещены автором без опоры на хронологию реально происходивших событий. Во всех стихотворениях любовная драма раскрывается посредством пейзажей. На жизнь природы поэт проецирует глубоко

личные эмоции, воспоминания, впечатления. В «Клялась ты — до гроба…» последние две строфы посвящены как раз изображению пейзажа.

Заболоцкий вводит фигуру лебедя, колеблющегося на пламени вод. Рано или поздно птице суждено уплыть к земле. Тогда «одиноко заблещет вода, и глянет ей в око ночная звезда». Естественно, эта природная зарисовка пересекается с основным мотивом стихотворения — не бывает счастья до гроба.

Все в человеческой жизни проходит — даже любовь.

Произведение «Клялась ты — до гроба…» упомянуто в воспоминаниях, написанных Наталией Роскиной и касающихся ее недолговечного романа с Заболоцким. В своих мемуарах она рассказывала, что Николай Александрович часто требовал от нее разнообразных клятв. Нельзя было ничего просто пообещать.

При любых обстоятельствах поэт просил возлюбленную клясться.

Цикл «Последняя любовь» — шедевр советской лирической поэзии, который до сих пор по достоинству не оценен широким кругом читателей. Зачастую людям знакомо только стихотворение » Признание», да и то благодаря известной песне «Очарована, околдована». Конечно, интимная лирика Заболоцкого заслуживает гораздо большего внимания, ведь в «Последней любви» с поразительной глубиной рассказывается драматическая история отношений, принесших огромную душевную боль.




Анализ стихотворения Заболоцкого «Клялась ты — до гроба…»