Анализ стихотворения «Забытая деревня» Некрасова Н. А

В стихотворении «Забытая деревня» представлена крестьянская тема. Первоначальное название — «Барин». В тексте отсутствуют слова «забытая» и «деревня». В. И. Даль определяет слово «деревня» так: «крестьянское селение, в котором нет церкви».

Церковь, тем не менее, имеется, из чего можно заключить, что более точным названием было бы «Забытое село».

У бурмистра Власа бабушка Ненила

Починить избенку лесу попросила.

Отвечал: нет лесу, и не жди — не будет!

»Вот приедет барин — барин нас рассудит,

Барин

сам увидит, что плоха избушка,

И велит дать лесу», — думает старушка.

Бурмистр — староста из крестьян, назначаемый помещиком. Получив власть над равными себе, он мог и злоупотреблять ею. Бурмистр по имени Влас появится на страницах «Кому на Руси жить хорошо» и окажется добросовестным и заботливым старостой. Бабушка Ненила — продолжение темы тяжелой женской доли, намеченной в рассмотренных выше стихотворениях.

Первое полустишие четвертой строки — «Вот приедет барин» — сквозной мотив, который возобновится точно в тех же позициях второй и третьей строф.

Во второй строфе

обидчик крестьян — «лихоимец», то есть здесь скорее всего взяткодатель, подкупивший чиновников, которые незаконно оформили его право владения участком земли, принадлежавшей крестьянам «забытой деревни». Тем ничего не остается, как надеяться на своего помещика: «Вот приедет барин» — и справедливость должна быть восстановлена, виновных накажут. Эти ключевые слова пока не произнесены вслух: и Ненила, и крестьяне только «думают» об этом как о единственном шансе поправить свое положение.

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,

Да перечит девке немец сердобольный.

Главный управитель. «Погодим, Игната,

Вот приедет барин!» — говорит Наташа.

Малые, большие — дело чуть за спором —

«Вот приедет барин!» — повторяют хором…

Вольными или свободными хлебопашцами называли государственных крестьян, то есть таких, которые жили на казенных землях, не были крепостными, работали не на помещика, а на государство — и ему же выплачивали налоги. Это все же лучше, чем зависеть от барина: соблазнительно «выйти из крепостного состояния в свободные хлебопашцы» . А Наташа, судя по всему, крепостная и не может выйти замуж по своей воле. Ей перечит управитель-немец. Он назван «сердобольным», конечно, иронически, поскольку «сердобольный» — это сострадательный, отзывчивый. Самое вероятное, у немца собственные виды на Наташу, поэтому он препятствует ее замужеству.

И опять: «Вот приедет барин» — эти слова впервые произносятся вслух Наташей, а в шестой строке повторяются хором. Мотив усиливается, с тем чтобы достигнув высшей точки, сникнуть в следующей строфе.

Четвертая строфа свидетельствует о том, что если бы долгожданный барин приехал и вознамерился облагодетельствовать крестьян, то немногое ему удалось бы сделать на этом поприще: бабушка Ненила умерла, хлебопашец отдан в солдаты — этого уже не исправишь. Прежнего «вот приедет барин» не слышно, надежда потеряна. На незаконно отобранной у крестьян земле вырос хороший урожай — чужой урожай, которым они не воспользуются.

А «барин все не едет».

Наконец однажды середи дороги

Шестернею цугом показались дроги:

На дрогах высоких гроб стоит дубовый,

А в гробу-то барин; а за гробом — новый.

Старого отпели, новый слезы вытер,

Сел в свою карету — и уехал в Питер.

«Шестернею цугом» — в упряжке с шестью лошадьми попарно. Дроги — длинная телега без кузова. В том месте строфы, где поначалу повторялось «Вот приедет барин», — сообщение о том, что наконец-то приехал: «А в гробу-то барин». Новый барин — сын покойного, приехавший похоронить отца в родном имении.

Поплакал, но что толку? — слезы вытер и уехал в Питер. Чудесная рифма вытер — Питер фольклорна, пословична: «беднякам Питер бока вытер», «Москва бьет с носка, а Питер бока повытер», ср. также у Ахматовой в «Поэме без героя»: «А вокруг старый город Питер, / Что народу бока повытер / …»

Разоренное, запустевшее дворянское гнездо — туда разве что на собственные похороны выбраться, а жить немыслимо. Это печальная тема, и русская литература, касаясь ее, лирически и ностальгически грустила. Гончаровская Обломовка, чеховский вишневый сад — в прошлом подобия земного рая, но то в прошлом, а наступают новые времена, похуже, и хозяева, а подчас бывшие хозяева, покидают свои владения.

Впрочем, о «хозяевах» Некрасов не грустил, более того, иногда злорадствовал, что «идиллия» крепостничества закончилась, родной дом опустел, лес вырублен, нива выжжена. Но и крестьянам лучше не стало. Об этом автор «Забытой деревни» наверняка сожалеет, хотя открыто чувств своих не выражает и не изливает. Стихотворение это как бы и не лирическое вовсе, нет лирического героя, этого навязчивого «я» с его скорбью, негодованием, исповедальностью.

Вместо всего этого — рассказ, причем интонация у рассказчика слегка ироническая, как если бы он вообще никому не сочувствовал. А ведь о том же самом можно было бы поведать с пафосом сострадания, как в очерке Салтыкова-Щедрина «Скрежет зубовный»: «Вот и ты, бедная, сгорбленная нуждой, бабушка Ненила. Спокойно сидишь ты у ворот покосившейся избушки твоей…»

Но если Некрасов проявил известную сдержанность в описании самых обыденных, казалось бы, событий, то это не помешало читателям увидеть между строк нечто грандиозное: забытая деревня — вся Россия! Стихотворение напечатано в 1856 г., а годом раньше умер Николай I — старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине — Александре II.

Можно понять и так.

Характеризуя ритмический строй стихотворения, мало сказать, что написано оно шестистопным хореем с женскими рифмами, что каждая строка четко делится на полустишия, и потому текст легко было бы представить трехстопнохореическим: «У бурмистра Власа / Бабушка Ненила / Починить избенку / Лесу попросила» и пр. Все это так и есть, но в данном случае хотелось бы обратить внимание и на ритм иного, сюжетосложенческого порядка, на смену темпов и силы звучания от строфы к строфе: 1. Вот приедет барин. 2. Вот приедет барин. 3. Вот приедет барин. Вот приедет барин! . 4. Барин все не едет. 5. А в гробу-то барин. Своеобразное композиционное решение: центральная третья строфа — с голосом и хором! — самая «громкая» в окружении тишины, глухого ропота и панихидного пения.




Анализ стихотворения «Забытая деревня» Некрасова Н. А