Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова

План

История создания Тема стихотворения Лирический сюжет Настроение стихотворения Лирический герой и его своеобразие Художественно-выразительные средства, используемые автором Идея стихотворения

История создания

Анализ стихотворения Лермонтова «Желание» следует начать с истории его создания. Это стихотворение поэт пишет в шестнадцатилетнем возрасте — в 1831 году. Лермонтов выражает в нем наивную романтическую мечту обрести свое место в жизни. Лирический герой стихотворения полагает, что Россия — не то место, где

ему предначертано быть судьбой. Его душа тянется на историческую родину — в Шотландию.

Дело в том, что в семье поэта существовало предание о том, что род Лермонтовых берет свое начало из Шотландии. Юному поэту было невдомек, как потомки шотландского барда Томаса Лермонта оказалась в итоге в России.

Тема стихотворения

Ведущей темой стихотворения «Желание» является тема родины, тоска по которой теснится в душе лирического героя.

Лирический сюжет

Сюжет стихотворения представлен в виде рассуждения лирического героя о том, почему он, подобно ворону, не может легко упорхнуть в родные края:

«Зачем

я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить? «

Герой стихотворения мечтает о свободе, которая позволила бы ему посетить родные места, где покоятся его предки и где хранятся предметы, связанные с их славными именами:

«На запад, на запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их забвенный покоится прах.

На древней стене их наследственный щит,

И заржавленный меч их висит.»

Но мечтам поэта не суждено исполниться. От Шотландии его отделяют непреодолимые преграды: «Меж мной и холмами отчизны моей расстилаются волны морей». В этом трагедия лирического героя — он ощущает себя неприкаянным, не нашедшим свое место в жизни.

Настроение стихотворения

Тональность стихотворения печальна. Каждая стихотворная строка пронизана тоской лирического героя. Создать такое настроение автору помогают анафоры: «Зачем я не птица, не ворон степной?…» «Зачем не могу в небесах я парить?» Также многосоюзие придает музыкальности и грусти произведению: «Я стал бы летать над мечом и щитом и смахнул бы я пыль с них крылом; и арфы шотландской струну бы задел, и по сводам бы звук полетел…»

Лирический герой и его своеобразие

Герой стихотворения выражает протест против судьбы, по воле которой он разлучен с родиной. Но это возмущение поэта не способно привести к действенным результатам, ведь судьбу не обыграть:

«Но тщетны мечты, бесполезны мольбы

Против строгих законов судьбы.»

Ощущая себя не на своем месте, лирический герой вынужден смиренно угасать в неуютном для него мире: «Последний потомок отважных бойцов увядает средь чуждых снегов», ведь он «здесь был рожден, но нездешний душой».

Художественно-выразительные средства, используемые автором

Основным средством выразительности в стихотворении «Желание» являются эпитеты: мечты тщетны, мольбы бесполезны, строгие законы судьбы, чуждые снега, нездешняя душа. Они подчеркивают обреченность лирического героя, неизменность его положения.

Риторические вопросы в первой и в последней строфе стихотворения придают еще большую трагичность образу лирического героя, выражая его обеспокоенность своим положением: «О! зачем я не ворон степной?»

Идея стихотворения

Анализ «Желания» подтверждает, что тема стихотворения, выбор выразительных средств, общее настроение произведения, особенности образа лирического героя призваны выразить идею неисчерпаемого одиночества, которая является традиционной в лирике М. Ю. Лермонтова.




Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова