Анализ текста поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — Пролог

«Пролог» — термин, обозначающий вступление к произведению, ту его часть, которая знакомит читателя или с общим замыслом художника, или с фактами, предшествующими событиям, описанным в произведении. «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» в основном соответствует традиционному представлению о введении к литературному произведению. Но он включает в себя не только экспозиционные элементы, но и уже начавшееся действие — спор и странствие. Именно в «Прологе» появился рефрен — «кому живется весело, вольготно на Руси»,

который пройдет через всю поэму.

В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков…

С самого начала мы ощущаем особый, почти былинный тон повествования. И первые же слова звучат почти как знаменитое сказочное вступление «В некотором царстве, в некотором государстве» . Нет необходимости «угадывать», о какой именно земле идет речь, — ясно, что рассказ пойдет о Руси. Такой зачин означает, что поэт стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом — во всем ее историческом значении и географической необъятности». А названия

губернии, волостей, деревень, откуда сошлись мужики, — это опять же слова-символы:

Заплатова, Дырявила, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож.

Употребление «говорящих» названий не случайно, они фиксируют внимание читателя на трудном, подчас бедственном положении крестьян. Известно, что часть вымышленных названий писатель создавал по образцу существующих. Сочетание вымышленного и реального начал свойственно всей поэме, постоянно идет «перебивка» этих двух планов.

В «Прологе» читатель встречается с крестьянами-правдоискателями. Индивидуальных характеристик каждого из семи мужиков либо вовсе нет, либо они очень лаконичны: медлительный Пахом, которому необходимо «потужиться», прежде чем вымолвить слово; «угрюмый» Пров, «охочие до водки» братья Губины… Однако здесь можно найти первую развернутую характеристику крестьянства в целом:

Мужик что бык: втемяшится В башку какая блажь — Колом ее оттудова Не выбьешь: упираются, Всяк на своем стоит!

Автор сообщает, что русский мужик упрям и упорен в достижении цели, причем не практической, а именно «блажи», мечты, фантазии, поиске истины и красоты. При этом говорится, что спорщики были заняты обычными своими делами: один из них шел в кузницу, другой «соты медовые нес на базар», третьи «ловили коня упрямого» и т. д. Но все привычные будничные занятия оставлены — так сильна охватившая крестьян общая забота найти, «кому живется весело, вольготно на Руси».

Этой авторской характеристикой крестьянства и спорщиков, кстати, неоднократно повторяющейся и в следующих главах поэмы, читатель психологически подготавливается к восприятию многочисленных картин жизни и судеб людей, которые составят своеобразные «за» и «против» в развернувшемся споре.

Уже в «Прологе» возникает впервые образ автора-повествователя. Он обращается к читателю напрямую, создавая впечатление непринужденного разговора, интимную атмосферу и лирическую канву поэмы.

Ой, тени! Тени черные! Кого вы не нагоните, Кого не перегоните?

Вас только, тени черные, Нельзя поймать-обнять!

Реальные мужики, сложившиеся на водку, начинают пьяную драку. А разрастается она в грандиозное побоище, потрясающее целый лес, взывающее к силам самой природы:

Весь лес переполошился, С летающими птицами, Зверями быстроногими И гадами ползучими. И стон, и рев, и гул!

Эта впечатляющая картина включает в себя и мягкий юмор, и гиперболу, и просторечные обороты речи. Этот фрагмент, как и все обстоятельное повествование «Пролога», позволяет судить об авторской позиции и о некоторых средствах ее выражения, которым Некрасов отдал предпочтение:

Проснулось эхо гулкое, Пошло гулять-погуливать, Пошло кричать-покрикивать, Как будто подзадоривать Упрямых мужиков. Царю! — направо слышится, Налево отзывается: Попу! попу! попу!

Описание «разгула» эха интересно не только положенной в его основу гиперболой-олицетворением, но и близостью повествователя к миру природы. Описывая разбуженный лес, Некрасов использовал слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, метафоры, своеобразно построенное сравнение «А их глазищи желтые

Горят, как воску ярого Четырнадцать свечей»

Разговор Пахома с птенцом готовит к восприятию целого ряда чудес: появляется говорящая птица, которая в качестве выкупа за птенца обещает мужикам волшебную скатерть-самобранку. Так Некрасов включил в «Пролог» сразу три сказочных мотива: говорящей птицы, выкупа и скатерти-самобранки, — широко распространенные в русских народных сказках. С ними связаны и другие: спрятанная в тайном месте «волшебная коробка», где хранилась скатерть-самобранка, условная формула: «Эй, скатерть самобраная, попотчуй мужиков!» — традиционные для сказок взаимоотношения между мужиками и птицей («По вашему хотению,

По моему велению,

Все явится тотчас»); фантастические «две дюжие руки», которые ставят ведро водки, кладут хлеб и исчезают. Традиционный мотив волшебной сказки у Некрасова важен для уяснения социального и нравственного смысла крестьянской жизни.

Мужикам, исконным труженикам, получившим скатерть-самобранку, даже мысль не приходит о даровом богатстве, и выговаривают они у волшебной птахи лишь свой мужицкий, скромный «прожиточный минимум»: хлеб, квас, огурчики. И лишь для того, чтобы доведаться до смысла жизни, до сути человеческого счастья. Ведь заспорившие и, заговорившись, отошедшие «верст тридцать» от места встречи мужики хотели лишь «до солнца отдохнуть» в лесу, а затем вернуться к трудам и заботам домашним.

Скатерть самобраная — оправдание и объяснение их странствий, не отвлекаемых житейскими заботами о хлебе насущном. У них появилась возможность отправиться на поиски счастливого, а интерес и желание, причем недюжинные, были с самого начала — об этом недвусмысленно заявлено уже в самом начале «Пролога».

Так, открывающие «Пролог» семь мужиков уже к концу его становятся семью странниками-правдоискателями. Некрасов подметил в этой готовности вот так сняться с места и уйти на поиски самую суть внутренне свободного духа русской жизни. Ведь странники обычно не просто странствующие, но и странные люди.

Однако двинувшиеся в путь некрасовские странники — не традиционные странники-богомольцы, но обычные крестьяне, вцепившиеся в чудной вопрос: кому на Руси жить хорошо?

С прологом из поэмы, в сущности, уйдет сказка. Мы входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввел нас в этот мир больших измерений — времени и пространства, человеческих судеб и народной судьбы — эпос.




Анализ текста поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — Пролог