Анализ темы гражданской войны в пьесе «Оптимистическая трагедия»

Первые минуты пребывания Комиссара на кораб­ле — напряженная сцена проверки: одна против всех анархистов. Выстрел из комиссарского револьвера убеждает матросов, что сейчас не до шуток, что шутить с партией не позволено никому. Комиссар воплощает главную идею — идею справедливости и духовной силы партии, неколебимой стойкости в борьбе.

Драматургу удалось создать крупный и цельный характер. Героиня раскрывается в сценически зримом действии как удивительно смелый, мужественный и во­левой человек, уверенный в правоте дела, за которое

выступает, а потому сильный и несгибаемый. Вишнев­ский этим образом отвечает на вопрос о взаимоотноше­ниях личности и коллектива.

Комиссар стоит не «над» людьми, а рядом с другими; она такой же человек, как и остальные, но только лучше видящий перспективу: в меняющейся жизненной ситуации именно Комиссар находит единственно верное решение. Таковы ее беседы с Алексеем и Командиром, таков момент отчаянного риска в сцене, когда, держа чистый лист бумаги, она читает приказ о применении к Вожаку высшей меры наказания.

Вожак — враг явный, ждущий подходящего случая, чтобы уничтожить Комиссара. Но есть и дру­гой

противник, не менее опасный, — Сиплый. Легко предав Вожака, он также цинично предает полк и Ко­миссара. Предает вследствие своей духовной растлен­ности, подлости, ничтожества.

Психологически точно очерчен писателем и образ Командира. Комиссар должна понять этого человека с вполне сложившимся взглядом на жизнь: «Мы, наша семья, служили еще Петру… Есть ряд таких старых флотских семей». Она чувствует, что Командир внутренне честен, но надломлен, что в этой сложной ситуации он пока не может найти своего места. Однако достоинство Командира в том, что он не способен изме­нить своему народу: Ему нужно время, чтобы разо­браться и понять, что же свершилось.

Ум и чутье под­сказывают Комиссару верный тон в отношении Ко­мандира.

Иной подход драматурга к раскрытию линии Комис­сар — Алексей. «Об Алексее, — признавался Вишнев­ский,- мне очень трудно говорить. Я взял очень слож­ный тип».

Первая встреча Комиссара с Алексеем, стоящим впереди группы матросов, отнюдь не в пользу последне­го. Непросто вызвать его на откровенный разговор : «Ничего, не бойся, валяй. Люблю с женским полом о жизни говорить».

Но Комис­сар должна знать, что и кто прячется за этой бравадой: враг или человек, потерявший жизненный ориентир. Точно рассчитанный иронический тон и убийственный для моряка вопрос: «Ты это куда вчера из боя направ­лялся? Заманивал противника?» — поначалу сбивает его с шутовского тона; затем, чувствуя, что с ним гово­рят серьезно и требовательно, он невольно принимает предложенную форму беседы. Слетает наносное, и Алексей, все более распаляясь, уже кричит гневно и с болью о своей ненависти к миру собственничества, где над всем стоит «мое». Неназойливо и неторопливо помогает Комиссар Алексею разобраться в политике партии в деревне.

Этот разговор становится перелом­ным в жизни Алексея: героем, наконец, обретен компас, который в дальнейшем будет корректировать его по­ступки.

Не случаен и образ матроса-коммуниста Вайнонена. Он помогает высветить еще одну грань характера Ко­миссара. До конца преданный делу революции, Вайнонен, однако, далеко не всегда понимает всю сложность ситуации на корабле.

Вот почему его тревожит и отно­шение Комиссара к Командиру, и необходимость унич­тожить Вожака.

В пьесе незримо присутствует Ленин как символ чести и мужества для героев, которым было неимоверно трудно в классовых битвах тех лет.

Вс. Вишневский долго и тщательно работал над композицией пьесы. В отличие от предшествующих про­изведений ее построение обусловлено строгой логикой событий. Введено деление на три акта, в каждом из которых свой кульминационный момент. В «Оптимистической траге­дии» количество батальных сцен сведено до минимума, это, прежде всего пьеса характеров незаурядных, силь­ных, необычных.

Язык действующих лиц ярко индиви­дуализирован.

«Оптимистическая трагедия» имеет ряд признаков классической трагедии: в основе ее острый социальный конфликт, главный герой — выразитель идеи произве­дения — гибнет. Представлено здесь и хоровое начало, столь характерное для античной трагедии, но в изме­ненном виде. Свои мысли и пафос драматург передает не только системой образов.

Двое ведущих — Старши­ны — в публицистической форме комментируют совершающееся на сцене. Пьесе присущи героика, накал страстей, романтическая приподнятость, словом, все, что свойственно произведению высокого трагического плана. И вместе с тем это произведение — новаторское.

Жизнеутверждение и трагизм сливаются в нем в единое целое, создавая ту жанровую модификацию, которую лучше всего передает само заглавие пьесы — «Оптими­стическая трагедия».




Анализ темы гражданской войны в пьесе «Оптимистическая трагедия»