Анализ явления Разоблачение Молчалина и отъезд Чацкого по комедии Горе от Ума
Анализ явлений 10 — 15 четвертого действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Комедия была написана одним из умнейших людей девятнадцатого века. Она рассказывает о герое, вернувшемся в Москву в надежде найти самое прекрасное, бесценное в его жизни — юношескую любовь. Но неожиданно он не находит то, что искал.
Чувства в Чацком, конечно, ни на минуту не утихают, но его внимание привлекают и общественные проблемы.
Две основные сюжетные линии: история любви Чацкого к Софье и общественная драма героя — столкновение с обществом,
Самый интересный, по-моему, эпизод комедии — кульминация любовной линии плавно перетекающей в развязку всего произведения. Этот эпизод происходит после бала в доме Фамусова. А. С. Грибоедов превратил несколько явлений в захватывающую сцену.
Я с замиранием сердца следила за сюжетом, ожидая необыкновенной развязки, и, конечно, она получилась абсолютно неожиданной.
В кульминации многие качества героев предстают в неприкрытом виде.
Чацкий оказывается не только насмешливым и красноречивым, умным и образованным человеком, но и влюбленным глупцом. И, как все влюбленные, он
Чацкий не может поверить своим глазам и ушам: как Софья, эта необыкновенная девушка, могла полюбить это ничтожество?
Он выскакивает на сцену со своей растерзанной душой и хочет узнать, что хорошего она нашла в этом человеке. В этот момент прибегает Фамусов со свитой. Из его уст Чацкий узнает, что сплетню о его сумасшествии сочинила Софья. Он удивлен:
— Так этим вымыслом я вам еще обязан?
Потом растерян, силы его покидают:
— Не образумлюсь, виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто все еще мне объяснить хотят.
Растерян мыслями… чего-то ожидаю.
Но вдруг он все понимает, у него открываются глаза и на Софью, и на Фамусова, и на «толпу мучителей»:
— Так! Отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена.
Слова его начинают литься, как нескончаемый поток. Конечно, в его монологе его оскорбленное чувство, неоправданные надежды, самообман, которым он до этого жил:
— Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Однако, он говорит и точные, правдивые слова:
— Муж — мальчик, муж — слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей.
Именно этот идеал и нашла Софья в Молчалине.
— А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
Так говорит он Фамусову, который трясется за то, что о нем будут говорить теперь другие.
— С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, —
Безумным вы меня прославили всем хором.
Так герой отзывается о тех, кто был на балу. Конечно же, это определение подходит для всего светского общества той эпохи.
После этого Чацкий делает вывод о том, что вся борьба его бессмысленна, общество безнадежно, и один человек ничего не сможет добиться:
— Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!
Софья не так идеальна, как считал Чацкий. Когда она узнает правду о Молчалине, то у нее есть силы думать еще о том, как хорошо, что нет свидетелей этой сцены:
— Сама довольна тем, что ночью все узнала:
Нет укоряющих свидетелей в глазах,
Как давече, когда я в обморок упала…
Но осуждать ее тоже нельзя. Ей и так плохо, не лучше, чем Чацкому.
Разочарование наполняет сердце: человек, который раньше умилял, теперь становится отвратителен. Думаю, она была действительно искренна в своих чувствах:
Софья
Не продолжайте, я виню себя кругом.
Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!
Молчалин в кульминации показан во всей своей красе. Большего чувства отвращения к нему не возникало у меня в процессе прочтения комедии. Сначала он пристает к Лизе:
— Кто б отгадал,
Что в этих щечках, в этих жилках
Любви еще румянец не играл!
Потом слышим из его же уст, что он лицемерит Софье в чувствах, он позволяет себе обсуждать ее:
— Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного.
Потом читатель узнает один из главных принципов Молчалиных:
— Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Когда он узнает, что Софья все слышала, то становится самим собой. То есть бросается на колени, ползает перед ней, ведет себя, как скользкий и противный червяк, открывает свое истинное лицо. Когда появляется Чацкий, он даже в этой ситуации поступает как всегда, по-молчалински: просто исчезает, выходит сухим из воды.
И, конечно, как же развязка может произойти без Фамусова. Он прибегает, пропустив самую интересную часть сцены. Застав Софью с Чацким, он выплескивает всю желчь на слуг:
— Ты, Филька, ты прямой чурбан,
В швейцары произвел ленивую тетерю,
Не знает ни про что, не чует ничего.
Где был? Куда ты вышел?
Сеней не запер для чего?
И как не досмотрел? И как ты не дослышал?
В работу вас, на поселенье вас!
Так кричать может только настоящий крепостник.
Он проявляет также и свой властный характер. Каждый участник получит от него свое наказание:
— Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить
Так приказывает он Лизе, по его мнению, своднице.
— Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми;
Подалее от этих хватов,
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов,
Там будешь горе горевать,
За пяльцами сидеть, за святцами зевать, — так угрожает он Софье, не подозревая, что хуже, чем сейчас, ей уже не будет.
— И ваша такова последняя черта,
Что, чай, ко всякому дверь будет заперта:
Я постараюсь, я, в набат я приударю,
По городу всему наделаю хлопот
И оглашу во весь народ:
В Сенат подам, министрам, государю, — так пыжится он перед Чацким, не замечая, что того не трогают его слова.
И конечно, для Фамусова важнее всего, что же будут говорить:
— Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексеевна!
По-моему, в этом эпизоде и выражена главная мысль комедии, ее произносит Чацкий: «Молчалины блаженствуют на свете!» Это подходящий вывод и для той, и для другой сюжетных линий.
Анализ явления Разоблачение Молчалина и отъезд Чацкого по комедии Горе от Ума