Анализируя роман «Евгений Онегин»
В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени: о том, как одевались и что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театре, кто выступал. Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П. А. Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе «Евгения Онегина»: «Онегин твой будет карманным зеркалом русской молодежи».
На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва,
Петербург того времени был местом обитания лучших людей России — декабристов, литераторов. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», люди искусства — Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о «соли светской злости», ни о «необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах» и тому подобном.
Глазами столичного жителя показана нам Москва — «ярмарка невест», Москва провинциальная, в чем-то патриархальная.
Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Сразу напрашивается сравнение с другим великим исследованием русской жизни XIX века — поэмой Гоголя » Мертвые души «.
Красавец Ленский, «с душой прямо геттингенской», — романтик немецкого склада, «поклонник Канта», не погибни он на дуэли, мог бы, по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина. Десятая глава «Евгения Онегина» полностью посвящена декабристам. Пушкин отождествляет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя «в сей толпе дворян освободителей крестьян».
Появление романа Пушкина » Евгений Онегин » оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий этому произведению, стал неотъемлемой чертой «Дворянского гнезда», » Войны и мира «, «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов.
Анализируя роман «Евгений Онегин», Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества» и что в «Онегине» Пушкин «решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху».
Анализируя роман «Евгений Онегин»