«Андрей Белый — звезда, чрезвычайно приметная в национальной русской галактике»

1. Дарование писателя. 2. Юношеские годы. 3. Символизм в творчестве Белого.

4. Основные темы и мотивы. Судьба щедро наделила А. Белого в плане талантов и дарований. Великолепный прозаик, тонко чувствующий поэт, проницательный литературный критик, замечательный филолог, философ, признанный теоретик символизма, полемист, импровизатор, оратор, композитор — и это еще не весь список его достижений.

Б. Н. Бугаев, впоследствии взявший псевдоним Андрей Белый, родился в Москве в профессорской семье. Разносторонность образования мальчика во многом

обуславливалась несхожестью в характерах, увлечениях и пристрастиях его родителей. С одной стороны, отец-математик, обладающий аналитическим складом ума и готовящий сына к карьере ученого физика или математика, с другой стороны, мать, любящая музицировать, прекрасно разбирающаяся в искусстве и литературе, с детства пристрастившая мальчика к чтению.

Белый долго не мог определить своего предназначения в этой жизни, найти свой путь — слишком многое ему было интересно, более того, с первых шагов сулило успех. Поэт все же окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.

Однако всю жизнь был увлечен философией и литературой. В конце XIX — начале XX столетия наблюдался расцвет русской поэзии.

В это время творили А. А. Блок и В. В. Маяковский, В. И. Иванов и В. Хлебников, В. Я. Брюсов и И. Северянин. Шли активные поиски новых художественных средств и приемов в поэзии. Безусловно, Белый не мог остаться в стороне. Именно он стоит у истоков русского символизма.

Новое направление не признавало поэтическую узость и практицизм. Требовались совершенно новые художественные методы для проникновения и раскрытия тайн человеческого бытия, постижения человеческой души. Не сразу новое направление нашло своих почитателей. Поэту-новатору пришлось не раз столкнуться с резкими отзывами критики на его произведения.

Тем не менее символизм оказал огромное влияние на творчество многих поэтов. В своих поэтических произведениях он сумел создать свой удивительный мир, основывающийся на сплаве естественной соразмерности и откровенной дисгармонии, сочетании возвышенного и низменного, умиротворяющего и возмущающего: И все же в суетности бренной Нас вещие смущают сны, Когда стоим перед вселенной Углублены, потрясены, — И отверзается над нами Недостижимый край родной Открытою над облаками Лазуревою глубиной. Лирический герой поэта также непредсказуем и подвижен.

Он соединял в себе вещи, казалось бы, совершенно несопоставимые: хрупкость и стойкость, нежность и мужественность, доброту и ироничность. Он в какой-то мере отражал и самого Белого и его сотоварищей по поэтическому ремеслу, которым выпало жить в переходный период. Как писал сам поэт: «Мы — дети того и другого века; мы — поколение рубежа». Стихотворения поэта то легки и утончены, а то громоздки и массивны.

Пожаром склон неба объят… И вот аргонавты нам в рог отлетаний трубят… Внимайте, внимайте… Довольно страданий! Здесь явно просматривается тонкая граница между естественностью и наигранностью, природной гармоничностью рассудительностью.

Нередко в произведения писателя вихрем врывается русская народно-плясовая и народно-песенная стихия. Перед глазами читателя возникают колоритные зарисовки обыденной жизни:

Что там думать, что там ждать: Дунуть, плюнуть — наплевать: Наплевать да растоптать Веселиться, пить да жрать. Гомилетика, каноника — Раздувай-дува-дувай, моя гармоника! С детства любивший музыку, поэт считал ее наиболее выразительным из искусств. Он обладал даром прекрасно чувствовать границу между звуком, словом, цветом.

В некоторых своих произведениях он пытался перенести музыку на бумагу. Можно вспомнить его знаменитый роман «Петербург», созданный в стиле ритмической прозы. Не менее музыкальны и его поэтические симфонии в прозе: «Драматическая», «Северная симфония», «Кубок метелей» и др. Слово у Белого — это не просто звук, а еще и мелодия и целое музыкальное произведение: Мои слова — жемчужный водомет, Средь лунный слов, бесцельный, но вспененный, — Капризной птицы лет, Туманом занесенный.

В лирике Белого часто затрагивается еще одна вечная тема — тема России. Поэт — патриот своей страны. Он любит и верит в великую будущность своей родины. Тем больнее ему видеть страдания русских людей: Там — убогие стаи избенок, Там — убогие стаи людей.

Мать Россия! Тебе мои песни, — О немая, суровая мать! — Здесь и глуше мне дай, и безвестней Непутевую жизнь отрыдать. Рассуждая о родине, он говорил: «А вот что всерьез, это моя любовь к России и русскому народу, единственное, что во мне не разбито, единственная цельная нота моей души». В грозные годы в стихах поэта о родине даже появился некоторый надрыв, плавно переходящий в иступленное заклинание.

Будучи интеллигентом, умнейшим и образованным человеком, Белый быстро осознал, какие тяжелые испытания еще ждут Россию. Революция — это, по мнению поэта, искупительное страдание и великое народное очищение. Смятение и ожидание несчастья можно увидеть в стихах, написанных в 1917 году: Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия, — Безумствуй, сжигая меня! В творчестве поэта представлена также и любовная тема, однако чаще всего она звучит печально.

Поэт связывает это. чувство прежде всего с сердечной болью, страданием, одиночеством. Прекрасный сон всегда неминуемо заканчивается, и человек остается один на один со своими несбывшимися местами и ожиданиями. Боль сердечный ран, И тоска растет.

На полях — туман. Скоро ночь сойдет. Ты уйдешь, а я Буду вновь один…

Очень часто в своих произведениях Белый обращался к теме смерти. Она и пугала, и одновременно притягивала его. Это и великое испытание, и освобождение от боли и страдания. Белый переживал, что не сможет правильно распорядиться отпущенным ему временем, что не успеет завершить все начатое им.

Золотому блеску верил, А умер от солнечных стрел. Думой века измерил, А жизнь прожить не сумел. Не смейтесь над мертвым поэтом: Снесите ему цветок.

Безусловно, он являлся уникальной и неповторимой индивидуальностью со сложной трагической судьбой. По мнению известного литературоведа Д. Е. Максимова, «он был человеком, наделенным большой силой и большой слабостью, «русским странником», безбытным, бездомным, кочующим, неприкаянным, таким, как Велемир Хлебников, Марина Цветаева и Владимир Соловьев».




«Андрей Белый — звезда, чрезвычайно приметная в национальной русской галактике»