Античный театр — уникальное явление мировой культуры

Если художник, национальная культура или определенная эпоха вносит что-то новое в процесс развития мирового искусства, мы с увлечением воспринимаем и отмечаем уникальность, новаторские идеи. Но только вообразим себе, что культура не просто усовершенствовала какой-либо вид искусства, а и создала театр, фактически, основу всего художественного прогресса нашей цивилизации, описывающие мифы, интересные и монументальные эпические произведения и… театр! Довольно и вообразить нашу современную жизнь без театра!

Возникновением театра мы

обязаны античной культуре. Когда я узнал больше о традициях театрального искусства античности, я был удивлен и даже поражен: кто бы мог подумать, что в те далекие времена будут существовать даже технические средства создания действа!

Как не удивительно, но мировой театр имеет свой день рождение — 114 год до нашей эры. За свидетельствами античных историков, именно в этом году впервые была показа театральная постановка. На празднике Дионисия было инсценировано трацилио драматурга Феспида. Полторы тысячи лет прошло с того времени, а произведения античных комедиографов и до сих пор интересуют зрителя.

Античный

театр зародился из народных спектаклей, которые традиционно происходили на празднованиях, посвященных Богу Дионисию, который был покровителем творческих сил природы, а позднее считался Богом виноделия и развлечений. Сначала спектакли происходили просто под открытым небом, но позже приобрели такую популярность, что началось строительство специальных помещений, технических средств и, ясная вещь, создание новых драм.

В античном театре играли только мужчины, сначала спектакль представлял собой символический диалог одного актера с хором, только позднее количество актеров увеличилось. Играли античные актеры в масках, которые не только отображали характер героя, а и были своеобразным рупором, т. е. делали голос актера громче. Участники спектакля обували котурны — специальная обувь на высокой подошве, лишь бы зрители видели, что происходит на сцене. Были и другие технические средства: в проходах ставили сосуды с водой, которое улучшало акустику, существовали устройства, с помощью которых актер мог «взлететь» над сценой или «провалиться в царство Аида».

Традиционно в основе сюжета античных спектаклей лежали известные всем мифы, а ценность драмы оценивалась авторской интерпретацией мифа: насколько трактовка известного сюжета освещала проблемы современности, которые моральные и философские проблемы затронул автор в своем произведении. Этот факт заставил меня задуматься: зрителю надо иметь настоящий талант, чтобы воспринять подтекст и понять его философское и поучительное содержание. С античной трагедию связано важное понятие — «катарсис».

Это очищение и обновления души зрителя, которое к достигалось через сочувствие герою драмы, через яркие переживания и раздумья. Значит, античное искусство далеко не ограничивалось развлекательной функцией. Древние драматурги и актеры заложили в искусство как такое силу влияния на людей души, воспитательное и философское начало искусства.

Комедии античности так же появились из народных спектаклей. Говорят, они были популярными в Риме, а трагедии — в Греции. Но они не просто развлекали зрителей, а и высмеивали недостатки людей и обществ.

Меня очень заинтересовал традиция создавать образы реальных общественных деятелей и вдобавок под настоящими именами: в комедиях Аристофана мы встретим образ Сократа, Софокла и других известных лиц античности. Итак, традиция изображал общественных деятелей в сатирическом виде возникшая еще в старинные времена! Театральное искусство стало неотъемлемой частью нашей жизни. Я считал что знание об истоках театра, его происхождение и традиции поможет нам лучше понять современное искусство.

Античный театр — неоценимое явление в истории культуры, явление уникальное и самобытное. Произведения античных авторов не утратело своей актуальности, я с удовлетворением познакомился с античными трагедиями, посвященными той эпохе, и попробую узнать еще больше!




Античный театр — уникальное явление мировой культуры