АНТИВОЕННЫЙ ПАФОС В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ СТОЛЕТИЯ
Еще Первая мировая война открыла в литературе тему антимилитаризма, национального шовинизма. В образе бравого воина Швейка выдающийся чешский писатель Ярослав Гашек подверг острой критике имперскую политику, он будто предупреждал, что война разрушает души людей, делает из них бездумных исполнителей чужой воли. Трагедия Второй мировой войны, которая охватила почти всю планету, принудила писателей переосмыслить военную тему.
Антивоенный пафос звучит в творчестве немецкого писателя Генриха Белля, американского писателя Эрнеста Хемингуэя
В 60- 80-те года в русской литературе появляется немало произведений, которые рассказывают о событиях Второй мировой войны. Военная тема отобразила не только осмысление войны, а и рост самосознания человека, стремление вырваться из сетей тоталитарного государства. В романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба» изображается масштабная картина Второй мировой войны.
Действие романа происходит на немецком фронте, в расположении советских войск, в концлагерях, советских и фашистских, в тылах. Писатель находит много общих
Гроссман, как и Л. Г. Толстой, уверенный, что войну выиграют не полководцы и не государство, войну выиграет народ, чья духовная сила оказывается сильнейшей.
Человек и война — тема многих произведений белорусского писателя Василия Быкова. Его интересуют, в первую очередь, моральные основы поведения человека в экстремальных условиях. Его герои становятся перед моральным выбором в тяжелейшую минуту своей жизни.
И от того, какой выбор делает человек, наконец зависят и ее поступки, и ее способность к героизму или измене. Глубокий психологический анализ, который автор дает своим героям, раскрывает внутренний мир, причины и следствие многих поступков. В первых разделах повести «Сотников» герой не поражает читателя ни мужеством, ни силой, не то что его антагонист Рыбак. Но с развитием событий читатели понимают, что преимущество — на стороне Сотникова, что силу его духа ничто не может сломать, он несостоятельный на измену. Неравнозначный и образ Рыбака: спасая свою жизнь, он предает, но, осознав, что с этой изменой он должен прожить сдачу жизни, Рыбак выбирает смерть.
Быков изображает самоубийство Рыбака как логический финал негодной жизни. Война без украшений возникает со страниц произведений В. Некрасова, Г. Бакланова, К. Воробьева. Авторы изображают тяжелые будничные события, кровь, смерть, страдание — все это противоречит стремлениям человека.
Сатира всегда была важной составной частью литературы, но в XX столетии она начинает играть особую роль. Социальные потрясения, мировые войны, экологические нелады — все это принуждает писателей внимательно прислушиваться к действительности, открывать в ней трагическое и комическое. Известный сатирик XX столетие Карел Чапек точнее определил задачу этого направления в современности: «Сатира — хуже, что человек может сказать людям, но это не означает, что писатель предъявляет обвинение им, а он только строит заключения из актуальной действительности и мышление».
Сатирики XX столетия значительно расширили жанровую палитру своих произведений. Новеллы, рассказ, повести, романы, поэмы, памфлеты — вот не полный перечень сатирических жанров нашего времени. Не менее разнообразные и приемы, которые используют писатели для сатирического изображения отрицательных явлений. В центре внимания сатириков — человек, ее духовный мир, который разрушается социальными условиями.
Тему бездуховности поднимали в своих произведениях А. П. Чехов, А. Аверченко, но вершиной сатирического изображения этого явления стали рассказы Михаила Зощенко. В своих рассказах он изображает будничность, которая влияет на духовный мир человека. События в произведениях Зощенко происходят рядом с нами, герое нам хорошо известные, иногда составляется впечатление, что читатель мог быть или был участником этих событий. Тем острее воспринимает читатель ограниченность духовного мира персонажей сатирика.
Зощенко показывает, что хамство, интеллектуальная ограниченность — явления опасные для общества, они имеют агрессивный характер и идут в наступление против духовных ценностей человека.
Эти темы были близкие большому сатирику Г. Булгакову. В романе «Мастер и Маргарита» писатель создает парадоксальную ситуацию: добро, искусство, любовь — все это не нужно современному обществу, люди так окончательно забыли «законы божьи», что это приводит в негодование даже Сатану. Воланд вынужден вмешаться в деятельность людей, чтобы установить справедливость. Булгаков придет к печальному выводу: зло вечно, человеческие страсти и недостатки губят лучше всего. Но социальные условия могут сделать зло тотальным, когда единый выход для честного человека — смерть.
Остро сатирически Булгаков изображает современную ему Москву, новых «советских буржуа», чиновников, для которых единая цель в жизни — спокойное сытое существование. В романе поднимаются проблемы свободы творчества, которое невозможное в условиях, когда государство руководствуется одной идеологической доктриной. Писатель использует фантастику и гротеск с целью противопоставления бездуховному существованию высоких стремлений человека.
Новый жанр создает Чапек в «Войне с саламандрами» — это роман-памфлет. Поражает широкий охват действительности в произведении: это земной шар, который поставлен перед читателем как настольный глобус, который крутит вокруг своей оси и отображается в кривом зеркале смеха. В решении этой сложной задачи писателю помогли многолетний опыт работы в газете, энциклопедическая эрудиция, знание жизни многих стран.
Хаос событий подчинен единой идее, и во всех явлениях Чапек обнаруживает объективные закономерности истории, освещая как фотообъективом один за одним жизненный эпизод, писатель приводит к мнению, что лихорадка деятельности буржуазного мира — это танец на действующем вулкане. В первой книге саламандры — сенсационная новость, которая дает возможность писателю сделать яркую пародию на приключенческий роман, голливудские киносценарии, буржуазную печать, работы псевдоученых.
АНТИВОЕННЫЙ ПАФОС В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ СТОЛЕТИЯ