Крупным событием в литературе явился выход в 1817 г. «Опытов в стихах и прозе» К. Н. Батюшкова. Наряду со сборником стихотворений В. А. Жуковского эта книга ознаменовала новый этап в развитии русской поэзии от Г. Р. Державина и Н. М. Карамзина к А. С. Пушкину, Е. А. Баратынскому, Ф. И. Тютчеву. В «Опытах» нашли место произведения и эпикурейской, и гражданской, и консервативно-романтической лирики Батюшкова.
В своем творчестве поэт не раз возвращается к излюбленным мотивам раннего периода. Он хотел бы «восстановить алтарь и муз и граций», но эпикурейский романтизм теперь уже не может удовлетворить Батюшкова. Однако он не идет и по пути гражданского романтизма дворянских революционеров.
В последний период своего творчества поэт уходит в область антологической поэзии, прекрасной по форме, но далекой от запросов современности.
Батюшков перевел ряд небольших стихотворений древнегреческих поэтов. В 1820 г. эти переводы вместе со статьей С. С. Уварова об античной поэзии вышли отдельной брошюрой под заглавием «О греческой антологии». В темах любви и дружбы, в темах смерти красавицы и гибели прекрасного города переводчик сумел воссоздать дух и стиль античной поэзии.
Эти переводы В. Г. Белинский признавал высшим достижением музы Батюшкова.
В антологическом роде Батюшков создает и оригинальные произведения. Таково стихотворение «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы…» , посвященное древнеримскому городу, развалины которого посетил Батюшков. К 1821 г. относится последний цикл стихов Батюшкова, достойных занять место рядом с переводами из греческой антологии,- «Подражания древним» . Изящные миниатюры поэта, мироощущение которого становилось все более и более пессимистическим, проникнуты грустной мыслью о невозвратности гармонического идеала античности, о тленности красоты.
По совершенству поэтической формы к антологическим следует отнести еще два стихотворения: «Есть наслаждение и в дикости лесов…» и «Изречение Мельхиседека» . Но по настроению они совершенно различны. Первое говорит о наслаждении природой, о даруемых ею радостях. Второе полно безысходного отчаяния и трагическим аккордом завершает творчество Батюшкова, ощущавшего уже приближение душевной болезни, которая вскоре овладевает поэтом.
Последние тридцать с лишним лет его жизни прошли вне общества и литературы.
Дайджест:
- Эстетическая программа Константина Николаевича БатюшковаКонстантин Николаевич Батюшков. Эстетическая программа Батюшкова сформулирована им в работах: «Нечто о поэте и поэзии» , «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» . В статье «Нечто о поэте и поэзии» содержатся типичные для романтической эстетики утверждения: здесь, например, говорится, что поэзия — это «пламень небесный, который менее или более входит в состав души человеческой… ... Читать далее...
- Стихотворения 1812-1814 годов Константина Николаевича БатюшковаВ 1807 г. К. Н. Батюшков вступил в ополчение, чтобы участвовать в войне против Наполеона. В сражении под Гейльсбергом он был ранен. Оставив военную службу, Батюшков с весны 1812 г. служил в петербургской Публичной библиотеке помощником хранителя рукописей. Обстоятельства привели его в Москву незадолго до того, как ее оставили русские войска. Поэт наблюдал поток беженцев, ... Читать далее...
- Эпикурейская лирика Константина Николаевича БатюшковаВ литературном движении 1801 -1815 гг. К. Н. Батюшкову принадлежит одно из первых мест. Он был в числе передовых литераторов эпохи, начавших борьбу против тех направлений, которые стали тормозом в развитии русской литературы. Своим творчеством Батюшков способствовал становлению нового литературного направления — романтизма. Соратник В. А. Жуковского, он искал собственного пути в поэзии, обогащая ее ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Батюшкова «Вакханка»Значительную часть своих ранних стихотворений Батюшков относил к легкой поэзии. Понимание этого определения он изложил в статье «Речь о влиянии легкой поэзии на язык», датированной 1816 годом. Согласно мнению Константина Николаевича, легкая поэзия объединяет в себе жанры либо отсутствовавшие в системе классицизма, либо существовавшие на ее периферии. Например, речь идет о песнях, стихотворных сказках и ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «К друзьям» Батюшкова«К друзьям» . В данном послании Батюшков признался: И жил так точно, как писал… Ни хорошо, ни худо! Счастливые виденья его легкокрылых стихов говорили больше о потребности сердца, чем о реальных праздниках. Батюшков был «поэтом радости» только в мечтах. Поэт гордится не искусством рифм и слов, а искренностью чувства, тем, что в его лирических произведениях ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Батюшкова «Радость»Не секрет, что русская поэзия вплоть до начала 19 века находилась в упадническом состоянии. Стихосложение считалось развлечением аристократов, среди которых далеко не все могли свободно изъясняться на русском языке. Первая реформа в этом направлении принадлежит поэту Константину Батюшкову, который считается родоначальником литературного русского языка. Ему удалось облагородить простонародную речь и сформулировать основные каноны стихосложения, которых ... Читать далее...
- Прозаические произведения БатюшковаОбзор литературной деятельности Батюшкова был бы неполон без характеристики его прозаических произведений. Как прозаик Батюшков остался вне той традиции реально-бытовой прозы, которая в первые десятилетия XIX в. была представлена произведениями А. Е. Измайлова и В. Т. Нарежного. Первый прозаический опыт Батюшкова — повесть из времен князя Владимира «Предслава и Добрыня» — относится к жанру сентиментальной ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Батюшкова «К другу»Отечественная война 1812 года послужила причиной сильнейших изменений в сознании Батюшкова. С одной стороны, поэт испытывал прилив патриотических сил. С другой — его повергали в шок те ужасы, что принесли с собой на русскую землю французы, поражали мрачные картины полей, усеянных трупами после битв. Здесь стоит отметить, что даже в ранние эпикурейские стихотворения Константина Николаевича ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Батюшкова «Гремит повсюду страшный гром…»В письме Батюшкова к Дашкову, датированном августом 1812 года, содержится стихотворение под названием «На членов Вольного общества любителей словесности». Произведение представляет собой эпиграмму, направленную против литературно-общественной организации Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, с перерывами осуществлявшее деятельность в период с 1801 по 1826. У его истоков стояли выпускники гимназии при Академии наук, при этом ... Читать далее...
- Новые темы и образы, появившиеся в творчестве БатюшковаПод влиянием национального подъема, вызванного событиями 1812-1814 гг., Батюшков, по свидетельству П. А. Вяземского, написал — не дошедшее до нас — четверостишие, в котором призывал Александра I после, окончания войны, освободившей Европу, освободить русский народ от крепостной зависимости. Такая позиция поэта-романтика не должна вызывать удивления. Его взгляды складывались под заметным воздействием просветительской идеологии. Еще до ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Батюшкова «Мой гений»В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и без памяти влюбляется в девушку. Родители юной особы совсем не прочь выдать свою дочь за весьма состоятельного дворянина, который, к тому же, состоит на престижной ... Читать далее...
- Упоминания о связи Батюшкова с Вольным обществомК числу наиболее загадочных страниц биографии Константина Батюшкова принадлежит история его сотрудничества с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств. Исследовательская традиция придает факту участия молодого поэта в деятельности этой организации особое значение: если верить устоявшимся мнениям, Вольное общество в биографии Батюшкова сыграло примерно ту же роль, что «Арзамас» и «Зеленая лампа» вместе взятые в ... Читать далее...
- Художественное мастерство БатюшковаЛирика Батюшкова стала выражением конкретного переживания личности в его сложности, в его многогранности, в его оттенках. В этом отношении В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков делали общее дело. После них стала уже невозможной поэзия абстрактных «чувств», рационализированных, условных «страстей». В. Г. Белинский заметил: «Чувство, одушевляющее Батюшкова, всегда органически жизненно» . Это был перелом, переход ... Читать далее...
- Війна 1812 року у віршах В. А. Жуковського «Співак у стані російських воїнів» і К. Н. Батюшкова «До Дашкову» Батюшков К. НПеречитаємо два вірші, присвячені війні 1812 року. Одне написано напередодні бою при Тарутиному, друге вже після того, як ворог був вигнаний за межі Росії. Автори — майже ровесники, обоє воювали. Однак у їхніх віршах відбиті два зовсім різних погляди на війну І Жуковський, і Батюшков декларують свої позиції з перших рядків. Для одна війна — ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Батюшкова «На развалинах замка в Швеции»Стремясь расширить границы элегического жанра, автор обращается к героико-исторической тематике. В качестве ближайшего литературного контекста творения Батюшкова 1814 г. исследователи называют произведение поэта-сентименталиста Маттисона, мастера минорной пейзажной зарисовки. Анализируемое стихотворение является вольным переложением элегии немецкого автора, созданной под впечатлением от развалин старого замка. В русской версии сентиментальной темы усиливаются мотивы мрачного очарования северной природы. Перед ... Читать далее...
- Любовь к родине и к своему народу в произведениях К. Н. БатюшковаКонстантин Николаевич Батюшков был талантливейшим поэтом своего времени. Этот человек умел наслаждаться всеми радостями жизни, воспевал любовь и дружбу вместе с тем его занимала героическая тема, которой было отведено значи-гсльное место в творчестве Константина Николаевича. Поэт, подобно любому мыслящему и обладающему гражданской честностью человеку, не мог остаться равнодушным к войне 1812 года. Сам Батюшков не ... Читать далее...
- Анализ элегии «Мой гений» Батюшкова К. НКак мы с вами установили, Батюшков был человеком романтической эпохи, который тосковал по утраченной классической ясности. Чем дисгармоничнее становилось его мироощущение, тем гармоничнее, «классичнее» — поэтический язык. Потому-то столь часто повторяются в его произведениях устойчивые поэтические формулы. По той же самой причине Батюшков из стихотворения в стихотворение воспроизводил условный портрет своей возлюбленной: «златые власы», голубые ... Читать далее...
- Тема дружбы в творчестве К. Н. Батюшкова1. Рядом с преданным другом — мечтой. 2. В кругу друзей в момент веселья. 3. Горечь утраты и разочарование. 4. Поддержка друзей в горе и несчастье. Лучшая часть нашей жизни состоит из друзей. А. Линкольн Дружба — один из самых прекрасных явлений в жизни каждого человека. Если рядом верный друг, то ты всегда можешь рассчитывать ... Читать далее...
- Литературная деятельность Константина Михайловича СимоноваК. М. Симонов. Литературная деятельность Константина Михайловича Симонова была разнообразной. Он писал повести и романы, публицистику и пьесы, киносценарии и литературоведческие исследования. Однако начинал Симонов со стихов, и долгое время в сознании читателя он был прежде всего поэтом. То, что произошло с его стихами в годы Великой Отечественной войны, — редкий случай в поэзии. Их ... Читать далее...
- Общение Толстого Льва Николаевича с другими писателямиЛ. Н. Толстой вел переписку с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, А. А. Фетом, И. А. Гончаровым, А. Н. Островским, Н. Г. Чернышевским, А. И. Герценом, М. Н. Катковым, Н. Щедриным, В. А. Соллогубом, Н. С. Лесковым, Я. П. Полонским, И. А. Буниным, Л. Андреевым, М. Горьким, В. Г. Короленко. В этих письмах шел ... Читать далее...
- Влияние К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского на творчество ПушкинаТворчество крупнейших поэтов-современников — К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского,- сыгравшее такую видную роль в первоначальном литературном становлении Пушкина, носило, за отдельными исключениями, подчеркнуто личный характер, не было связано с большими общественными задачами и передовыми политическими запросами современности. Однако в пору нараставшего общественно-политического подъема это все более не удовлетворяло Пушкина. Он требует от поэзии большой ... Читать далее...
- Отцы и дети характеристика образа Кирсанова Аркадия НиколаевичаОТЦЫ И ДЕТИ Кирсанов Аркадий Николаевич — приятель Евгения Базарова и его ученик, представитель молодого поколения, стоящий в отличие от Базарова намного ближе к его среднему уровню. В его позиции прямое влияние эпохи совмещается с таким же прямым влиянием обычных свойств возраста. Увлечение А. новейшим учением достаточно поверхностно. В «нигилизме» его привлекают возможности обычно ценные ... Читать далее...
- Общая характеристика лирики Константина Дмитриевича БальмонтаВ историю русской литературы поэт вошел как один из виднейших представителей первого символистского поколения — так называемого «старшего символизма». Облик лирического героя Бальмонта определяется претензией личности на высшее место в иерархии ценностей. Всеохватность, космизм индивидуалистических дерзаний, жажда всего коснуться, все испытать — постоянные приметы поэтического мышления Бальмонта. Его лирический герой не устает любоваться своей «многогранностью», ... Читать далее...
- О поэтике Константина БальмонтаБальмонту суждено было стать одним из значительных представителей нового символического искусства в России. Однако у него была своя позиция понимания символизма как поэзии, которая помимо конкретного смысла имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионизм — поэзию впечатлений. Его поэтический мир — это мир тончайших ... Читать далее...
- Военная тема в творчестве Константина Михайловича СимоноваВоенная тема в творчестве Константина Михайловича Симонова появилась до начала Великой Отечественной, начиная с событий в Испании и на Халхин-Голе. Уже в 1941 году в театре им. Ленинского комсомола состоялась премьера спектакля «Парень из нашего города»;, поставленного по одноименной пьесе Симонова. Это не была еще сама война, хотя в ней ощущалось предчувствие грядущих боев. В ... Читать далее...
- По роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир»В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» ясно выражено чередование картин войны и картин мирной жизни общества на протяжении 15 лет. Одна из самых красивых сцен романа — это описание первого и лучшего бала Наташи Ростовой, который состоялся 31 декабря 1810 года. Наташа Ростова является любимейшей героиней автора, который на протяжении всего романа возвращается ... Читать далее...
- Какое же сочинение представил Батюшков на суд цензоров Вольного общества?Как мы помним, от Е. Петухова до наших дней исследователи были уверены в том, что это «Перевод 1-й Сатиры Буало». К сожалению, однако, Е. Петухов, увлеченный бумагами Востокова, не догадался прочесть находившийся рядом отзыв Измайлова, который обильно уснащен цитатами из разбираемого сочинения. По этим цитатам нетрудно было бы установить, что под названием «Сатира» Батюшков представил ... Читать далее...
- На дне характеристика образа Сатина КонстантинаСатин Константин — один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. По его собственным словам, в юности он играл на сцене, хорошо плясал и был веселым человеком; но, убив человека, обманувшего его сестру, попал в тюрьму и совершенно изменялся. С. — карточный шулер и пьяница, в речи которого иногда проявляются остатки прежней «интеллигентности», хотя и в гротескной ... Читать далее...
- Творчество Леонида Николаевича АндрееваТворчество Леонида Андреева — яркая страница в истории русской литературы начала XX века. Сама личность писателя вызывала и вызывает пристальный интерес своей сложностью и противоречивостью, отразившимися в его произведениях. Его высоко ценили Л. Толстой, Чехов, Короленко, Михайловский. Публикация ряда его рассказов, постановка пьес становились литературными и театральными событиями, предметом острых споров и дискуссий. Видное место ... Читать далее...
- Раскрытие образа Константина Левина в романе «Анна Каренина»Роман Льва Николаевича Толстого » Анна Каренина «, задуманный автором как произведение, решающее вопросы семьи и брака, постепенно дополняется вопросами социальными, общественными, нравственными. Толстой показывает жизнь пореформенной России во всем ее многообразии. В его произведении представлены все классы и сословия. Новая действительность только начинающей «укладываться» капитализирующейся России вторгается в помещичий быт. На примере семьи Левина ... Читать далее...
Антологические стихотворения Константина Николаевича Батюшкова