Аполлинер Гийом
Вильгельм Аполлинарий Костровицкий, известный французский поэт, один из основателей авангардизма, родился в Риме 26 августа 1880 года. Его отец был итальянским офицером, мать — русской подданной. Дед Вильгельма по материнской линии, штабс-капитан русской армии, в 1864 году оставил родительское имение в Белоруссии под Новогрудком и по политическим причинам эмигрировал в Италию.
До девяти лет Аполлинарий Костровицкий жил в Риме, потом в Монако, временами выезжая с матерью к Ницце или в Канны. Когда ему исполнилось 19 лет, они с матерью решили
Его первые литературные попытки традиционно были стимулированы любовными увлечениями: сначала во время пребывания в Бельгии, а потом в значительной мере во время путешествия по Германии, где Аполлинер на протяжении определенного времени давал частные уроки французского языка в семье графа и влюбился в гувернантку-англичанку.
Впечатление от Германии и чувства любви
Все глубже он погружается в своеобразный парижский быт, сближается с пестрой, разноязычной художественной богемой, с полунищими художниками и писателями, в среде которых и вызревал дух нового искусства. Центральной фигурой этого искусства становился испанец Пабло Пикассо; встреча с ним в 1904 году сыграла важную роль в формировании новой эстетики Аполлинера. Новая живопись была неожиданной и шокирующей, она не могла не привлечь поэта, который делал ставку на обновление искусства
Первый поэтический сборник молодого поэта «Бестиарий, или Кортеж Орфея» представляла собой афористические четверостишия, которые напоминали средневековый жанр бестиарии. В этих изысканных поэтических миниатюрах соединились, с одной стороны, острое ощущение неизбежности человеческого бытия, а с другой — увлечение этой жизнью, солнцем, окружающей природой — всем тем, что придает силу, вдохновение. В 1913 году Аполлинер издает книгу «Художники-кубисты», в которой провозглашает возникновение «целиком нового искусства», которое, в отличие от традиционного, основывалось «не на имитации, а на концепции», на противопоставлении общепринятого «видения» и современного «понимания», а потому использовало как изобразительную «грамматику» язык геометрии.
Аполлинер говорит о своей любви к «новому искусству», оно имеет на него непосредственное влияние, но все же он держался на определенном расстоянии от него.
Присоединяясь к творческой концепции поэтов конца столетия, Аполлинер считал, что магистральный путь развития ведет к созданию «синтеза искусств — музыки, живописи и литературы». В эссе «Новый дух и поэты» он поставил под вопрос необходимость «писать прозой или писать стихами», придерживаясь при этом правил грамматики. Даже свободный стих для Аполлинера — лишь первый порыв к свободе искусства, которое достигается только путем синтеза, созданием » визуальной лирики».
Аполлинер обращает внимание на открытия науки и техники, на «новый язык» кино и фонографа как на средство обновления поэтического языка.
Поиски новой формы в «новой эстетике» Аполлинера были подчинены главному пафосу — «поискам истины», выражению «увлечение жизнью», выявлению «новой реальности», «нового духа» . Но эти понятия он не уточнял, они объединяли у поэта все то, что привлекало внимание и интересовало, что приводило в удивление, и даже это «удивление» Аполлинер считал «мощнейшей силой нового». «Новая реальность» естественно видоизменялась, содержание «всего» становился другим. «Удивление», что возникало при столкновении с полотнами кубистов, — это одно, а «удивление» от столкновенья с реальностью мировой войны — уже совсем другое. Аполлинер временами «приходил в удивление» и в прямом понимании этого слова, поскольку нельзя оставлять без внимания его страсть к «игре», к эпатажу обывателей, «буржуа», что присуще для эстетичного опыта художественного авангарда. Образцами чистого эксперимента остаются «калиграммы» «стихи-рисунки», эти образцы «визуальной» лирики. «Калиграммы» это доведенная до крайности реализация тенденции освобождения стиха, который выходит даже за границы свободного стиха. Однако, дерзкий новатор, Аполлинер никогда не забывал о ценности классики. В сборнике «Алкоголь» Аполлинер нашел место для стихов, написанных в разное время, в том числе для «рейнских», где рядом со свободными стихами были представлены стихи традиционных размеров.
На время издания сборника Аполлинер целиком отказался от пунктуации как способа насильнического регулирования ритма стиха.
В одних стихах возникают загадочные «кубистические» сущности, причудливые абстрактные пейзажи, в других же регистрируется все то, что «существует», фиксируется неумолимый поток жизненной прозы. Таких произведений, похожих больше на прозу «стихов-прогулок», «стихов-разговоров», которые иногда напоминают отдельные строительные материалы, а не построенный дом, большое количество в сборнике «Калиграммы» . Особенно примечательным является то, что, в отличие от Верлена или Рембо, гибель богов Аполлинер не переживал как трагедию. Утратив Творца, Аполлинер удовлетворялся реальным бытием, чувством своей к нему принадлежности и унаследованным в Малларме осознанием особой функции Художника, который занимает вакантное место Творца.
На фронт Аполлинер отправился добровольцем, воевал рядовым в артиллерии, потом лейтенантом в пехоте. Сначала он попробовал соединить тему войны с обычными интимными мотивами, фронт становился тогда составной частью в изображении мирного пейзажа и чувств влюбленных. Такие произведения воспевали любимую, и все «чудеса войны» казались прекрасными. Во время его отпуска друзья не узнали пехотного офицера, который приехал в Париж, Вильгельма Аполлинария: так изменили молодого человека фронтовые будни. Начался процесс поиска жизненной философии, которой Аполлинеру не хватало, процесс этот был прерван внезапной смертью поэта, который так и не выздоровел после тяжелого ранения.
Не дожив двух дней до окончания войны, ослабленный ранением и сложной операцией, Гийом Аполлинер умер от гриппа 9 ноября 1918 года. Переводили П. Тычина, М. Терещенко, Д. Павличко, М. Лукаш.
Аполлинер Гийом