Аристофан: сарказм афинского демоса

В демократических Афинах с их широко развитой политической жизнью богатейший материал для комедий давала сама политическая жизнь. Афинская комедия классической эпохи была по преимуществу комедией политической. Непревзойденным мастером политической комедии считался Аристофан, уроженец Афин, единственный писатель политической комедии, от которого дошло до нас одиннадцать пьес.

Отличительными свойствами творчества Аристофана служат: художественная красота формы, неистощимое остроумие, сочетание драматических, комических и лирических

настроений. В своих комедиях Аристофан выражает интересы аттического крестьянства и средних слоев городской демократии.

Главной мишенью аристофановского сарказма служил вождь афинского демоса Клеон, выведенный в двух комедиях: «Вавилонянах» и затем во » Всадниках», о которой упоминалось в другой связи. Сюжет «Всадников» таков. У афинского Демоса, одряхлевшего, выжившего из ума старца, два честных, но слабохарактерных раба — Никий и Демосфен. Наряду с ними имеется еще третий народный слуга — Клеон, пафлагонец кожевник, плут, дурак и нахал.

Обещая Демосу кучу благ, пафлагонец на самом деле

обманывает и разоряет несчастный афинский народ. Возмущенные поведением своего коллеги, Никий и Демосфен пускаются на хитрость, надеясь выбить клин клином. С этой целью они подговаривают некоего колбасника, еще большего плута и демагога. Колбасник вступает в соревнование с пафлагонцем, обещая еще большие блага Демосу. В конце концов победа остается за колбасником.

Разгневанный народ прогоняет своего недавнего кумира, пафлагонца. После этого происходит чудесное омоложение Демоса, переваренного колбасником в котле. Помолодевший Демос начинает новую, здоровую жизнь, берется за собственный ум и прогоняет демагогов.

В сопоставлении с нашим предшествующим изложением ясно, до какой степени образ Клеона в изображении Аристофана далек от исторической действительности.

Аристофан жил в сложный и бурный период афинской истории — в период пелопонесской войны. В его комедиях нашли отражение все крупные события и явления этой замечательной эпохи мировой истории. Так, в комедии «Мир» жесточайшим образом осмеяна военная партия, вовлекшая Афины в пелопонесскую авантюру и разрушившая все благосостояние Афин.

Главное действующее лицо комедии Тригей на навозном жуке поднимается на небо и там узнает, что причиной всех бедствий афинян является запертая в пещере богиня мира, которая теперь не может рассыпать свои блага на афинский полис, на виноградники, оливковые рощи, реки и моря. Виноградарь Тригей освобождает богиню мира, и тогда все входит в нормальную, мирную колею. Люди живут, радуются, пьют, едят и любят.

Все радуются, за исключением одних оружейников, главных виновников войны, погруженных в глубокую печаль. Та же самая идея мира проводится в комедии «Лисистрата», поставленной на афинской сцене в 411 г. На этот раз мира требуют женщины и добиваются его тем, что расстаются со своими мужьями. Заговором женщин руководит Лисистрата, по имени которой и названа комедия. В «Женской экклесии, поставленной в 392 г., Аристофан вводит нас в социальную борьбу афинских партий и знакомит с политическими лозунгами и программами этого периода.

Комедия » Плутос» посвящена изображению всепоглощающей страсти афинян к приобретению богатств какими угодно средствами.

Ядовитые стрелы Аристофана летели не только на головы политических деятелей, но и на головы писателей и философов. В «Лягушках» Аристофан выводит интригующих друг против друга знаменитых афинских трагиков Эсхила и Эврипида. Историческая ценность этой комедии состоит в том, что она вводит нас в жизнь афинской интеллигенции, показывая ее с бытовой, преимущественно отрицательной стороны.

Присутствовавший при споре бог Дионис, уставший от этих вздорных препирательств, в конце концов останавливает спорящих, говоря:

«Не дело ведь, чтоб трагики бранились, как разносчики»

Симпатии самого Аристофана определенно на стороне консерватора Эсхила, а не новатора Эврипида.

«Но разве, — вмешивается в разговор Гера, — нет в Афинах массы иного рода юнцов, плодящих тысячами трагедии и в тысячу раз более бездарных и болтливых, чем Эврипид?»

На это Дионис, выступающий от лица Аристофана, отвечает : «Да, но ведь это мелкие, сухие ветки, болтуны, щебечущие, как ласточки-перебойщики, творческая сила которых истощается одной пьесой, которые сразу выплевывают свое дарование трагической музе». В «Облаках» Аристофан дает сатиру на софистов, к числу которых он причисляет также Сократа, и на новые принципы воспитания. В «Осах» Аристофан смеется над манией афинян к сутяжничеству, в «Птицах'» высмеиваются демагоги, вовлекающие афинян во всякого рода рискованные предприятия. Аристофан имел, несомненно, в виду сицилийскую экспедицию, принесшую афинянам столько несчастья. Влияние Аристофана на современников было очень велико.

Это был простой, легкий, но в то же время и очень действенный вид политической агитации, попадавшей на насыщенную политической борьбой почву Афин.

Меньшее значение имела лирика второй половины V в.; развитие ее связано больше со временем тирании и олигархии, чем с эпохой развитой демократической жизни. Из прозаических произведений V в. особенное значение приобрели исторические труды. Геродот написал «Историю греко-персидских войн», а Фукидид — «Историю пелопонесской войны».

Оба эти произведения способствовали развитию исторического жанра.




Аристофан: сарказм афинского демоса