Армандо Паласио Вальдес
Армандо Паласио Вальдес — астурийский романист тяготеет скорее к идиллиям Переды и даже Фернан Кабальеро при описании патриархального сельского быта Астурии и Андалузии. Натуралистические черты в этих романах появляются лишь там, где описываются силы, разрушающие эту идиллию. Но и здесь все смягчается едва уловимой иронией и юмором.
Социальные пороки современности, столь яростно обличавшиеся Кларином, в изображении Паласио Вальдеса кажутся поверхностными и весьма легко преодолимыми.
Тема этого произведения — конфликт между
Славой своей роман
В начале 90-х годов Паласио Вальдес публикует романы, в которых натуралистические черты как будто усиливаются: таковы, в частности, романы «Пена» и «Наездник» . В первом из них дана колоритная картина всеобщего разложения нравов в буржуазном обществе Мадрида; во втором повествуется о трагической истории семьи, где царит адюльтер, мать соперничает в любви с дочерью и т. д. Мрачный колорит этих романов, однако, исчезает в последующих книгах Паласио Вальдеса, среди которых можно отметить цикл романов о докторе Анхелико, фигуре явно автобиографической и роман «Потерянная деревня» . Эта книга — элегия в прозе по патриархальной идиллии, отступающей перед капиталистической индустрией, насаждающей в Астурии угольные шахты, безрадостный и тяжкий труд на которых, по мысли Вальдеса, пробуждает в людях самые дурные инстинкты.
Паласио Вальдес прожил долгую жизнь, написал несколько десятков романов, которые при всех их повествовательных достоинствах свидетельствовали о начинающемся кризисе классического реализма XIX в. в Испании. Это же, хотя и совсем по-иному, обнаруживает в конечном счете и творчество Висенте Бласко Ибаньеса.
Армандо Паласио Вальдес