Артур Конан Дойл родоначальник современного детектива
Дед и отец писателя — художники. Закончив медицинский факультет Эдинбургского университета, Дойл в 80-х годах работал врачом, тогда же вошел и в литературу. Первая публикация — рассказ «Тайна долины Сесасса» . Первые шаги автора в медицине нашли отображение в автобиографической книге «Письма Старка Манро».
В 1887 году вышла его знаменитая повесть «Этюд в багряных тонах», которая начала всемирно известный цикл рассказов, повестей, пьес о детективе Шерлоке Холмса и его друге докторе Вотсоне, над которым писатель работал —
Эти произведения Дойл считал наилучшими своими вещами и обижался на тех критиков, которые, как ему казалось, их недооценивали. Пропагандируя идеалы рыцарского кодекса чести, писатель старался придерживаться их в личной жизни и всегда оставался патриотом Британской империи, хранителем ее наилучших, по его мнению, традиций. В 1899 г. он добровольно пошел врачом на войну, выступил с проектом демократизации
Писатель не только создал рассказы о Шерлоке Холмсе, а и лично раскрыл несколько запутанных уголовных дел, исправляя судебные ошибки и добиваясь оправдания невиновных.
Так было в деле Д. Идалджи, перса по национальности, которое прогремело на всю Англию и которое Дойл назвал «жалким подобием дела Дрейфуса», поскольку судебная ошибка в нем объяснялась и некомпетентностью следствия, и расовым предубеждением власти. А в 1909 г. Дойл издал книгу «Преступление в Конго», где он как исследователь и публицист развенчал жестокую, захватническую систему угнетения негров в этой стране бельгийскими колонизаторами. Вместе с тем писатель занимался разнообразнейшими делами. Он обращался к научной фантастике — повести «Утерянный мир», «Отравленный пояс» и др.
В статье «Великобритания и будущая война» Дойл прогнозирует опасность для английского флота со стороны немецких подводных лодок.
В годы Первой мировой войны, когда погибло много близких писателю людей, резко усилилась его заинтересованность спиритизмом, которая появилась еще смолоду. Дойл постепенно пронимался осознанием своей новой «миссии» и выступил творцом особой «духовной религии», где соединились христианство со спиритизмом.
В 1926- 1927 годах вышла его двухтомная «История спиритизма», в которой Дойл детально рассказал о развитии спиритизма от Э. Сведенборга до начала XX столетия. Творчество Дойла, такое разнообразное и даже «пестрое» по составу, все же является до определенной меры целостным. Оно вписывается в неоромантическое направление английской литературы и является в основном набором разных приключенческих жанров, создаваемых с учетом некоторых традиций В. Скотта, Ф. Купера, А. Дюма, Э. По, Ф. Мариетта, Р. Л. Стивенсона.
Дойл рассказывает об этих и некоторых других своих кумирах в книге «За волшебными дверями». Э. По писатель считал вообще «наилучшим, самым оригинальным рассказчиком всех времен.., который дал толчок к созданию почти всех разновидностей современного рассказа». Из своих современников Дойл выделял Р. Л. Стивенсона, Дж. Р. Киплинга, Дж.
Конрада, Д. Лондона. Его привлекал современный «мужской» роман, который имеет дело преимущественно с «более грубыми, но и более волнительными гранями жизни», чем «уже изношенный» сюжет о любви со свадьбой в финале.
Особенно привлекала Дойла личность Наполеона и его эпохи. Об этом свидетельствуют его романы о бригадире Этьене Жераре: «Большая тень», «Дядя Бернак», пьеса «Ватерлоо» и др. Писателю удалось создать в этих произведениях свой «наполеоновский» цикл с достаточно широкой картиной эпохи, которая охватывает разнообразные общественные слои — от рядовых солдат и офицеров, испанских партизан, простых людей Франции, Германии, России до наполеоновских маршалов и министров. Французский император изображен как личность противоречивая: его гениальность граничит с мелочностью и неразумными прихотями, великодушие — с жестокостью, мания величия — с чувством собственной обреченности, серьезность — с сугубо детским азартом игры в государственную и другую деятельность. В сценах битвы при Ватерлоо Дойл творчески усвоил реалистические уроки батальной живописи, заимствованные им у Теккерея и Л. Толстого.
А комическая фигура бригадира Жерара — это для писателя будто оборотная сторона наполеоновской легенды, мюнхгаузеновский тип бесшабашного бахвала, басни которого, в сущности, пародируют историю Великой армии.
Артур Конан Дойл родоначальник современного детектива