Архитектурные образы в поэзии Мандельштама
Архитектурные образы в поэзии О. Э. Мандельштама.
В начале сочинения укажите, что с детства поэт находился под впечатлением архитектурного облика Петербурга. В 1912 г. О. Э. Мандельштам стал автором манифеста нового литературного течения «Утро акмеизма». Архитектура уподоблялась в нем литературе, поскольку могла осязать реальность материала, сопротивление которого художник должен победить.
Поясните, что в отношении слов поэт использует принципы готической архитектуры, утверждая, как акмеист, в качестве материала для образов
Он утверждает, что «строить — значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство».
Аргументируя свой ответ, вспомните, что шедевры мирового зодчества становятся героями таких стихотворений О. Э. Мандельштама, как «Адмиралтейство», «В Петрополе прозрачном мы умрем…», «Notre Dame», «Айя-София» и др. Французский готический собор — символ Парижа — представляет собой воплощение динамики, трехмерного мира:
Стихийный
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом дуб — и всюду царь — отвес!
Отметьте, что образ величественного собора святой Софии в Константинополе являет еще один образец «музыки архитектуры» и поэзии:
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество,
На парусах, под куполом, четыре Архангела — прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот.
Укажите, что в 537 году, когда в Айя-Софии состоялось первое богослужение, Юстиниан, стоя посреди храма, воздел руки к небу и воскликнул: «Слава Богу, который дал мне возможность закончить эту постройку.
Я превзошел тебя, Соломон!» Император Византии имел в виду Иерусалимский храм царя Соломона. Поэт знакомит нас с историей строительства храма, его инженерными тонкостями, воспроизводит точность архитектурных деталей. При этом в восхищении шедевром снимается противопоставление мировых религий — христианства и ислама, православия и католичества.
В стихотворении, посвященном Адмиралтейству, О. Э. Мандельштам заметит:
Не отрицает ли пространства превосходство Сей целомудренно построенный ковчег?
Используйте в своем развернутом ответе такие теоретико-литературные понятия, как литературное течение, модернизм, эстетика акмеизма, лирический герой, поэтика.
Продумывая композицию сочинения, остановитесь на эстетических принципах О. Э. Мандельштама-акмеиста во вступлении; охарактеризовав архитектурные образы поэзии О. Э. Мандельштама, раскройте особенности поэтики создателя «Notre Dame» и «Айя-Софии».
Архитектурные образы в поэзии Мандельштама