Архитектурные образы в поэзии Мандельштама

Архитектурные образы в поэзии О. Э. Мандельштама.

В начале сочинения укажите, что с детства поэт находился под впе­чатлением архитектурного облика Петербурга. В 1912 г. О. Э. Мандельштам стал автором манифе­ста нового литературного течения «Утро акмеизма». Архитектура уподоб­лялась в нем литературе, поскольку могла осязать реальность материала, сопротивление которого художник должен победить.

Поясните, что в отношении слов поэт использует принципы готиче­ской архитектуры, утверждая, как акмеист, в качестве материала для об­разов

камень. Недаром это название носит первый поэтический сборник О. Э. Мандельштама. Стихотворец пытается разбудить музыку камня, уви­деть душу в архитектурном шедевре.

Он утверждает, что «строить — значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство».

Аргументируя свой ответ, вспомните, что шедевры мирового зодче­ства становятся героями таких стихотворений О. Э. Мандельштама, как «Адмиралтейство», «В Петрополе прозрачном мы умрем…», «Notre Dame», «Айя-София» и др. Французский готический собор — символ Парижа — представляет собой воплощение динамики, трехмерного мира:

Стихийный

лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом дуб — и всюду царь — отвес!

Отметьте, что образ величественного собора святой Софии в Констан­тинополе являет еще один образец «музыки архитектуры» и поэзии:

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон — света торжество,

На парусах, под куполом, четыре Архангела — прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье Народы и века переживет,

И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот.

Укажите, что в 537 году, когда в Айя-Софии состоялось первое бого­служение, Юстиниан, стоя посреди храма, воздел руки к небу и восклик­нул: «Слава Богу, который дал мне возможность закончить эту постройку.

Я превзошел тебя, Соломон!» Император Византии имел в виду Иеру­салимский храм царя Соломона. Поэт знакомит нас с историей строи­тельства храма, его инженерными тонкостями, воспроизводит точность архитектурных деталей. При этом в восхищении шедевром снимается про­тивопоставление мировых религий — христианства и ислама, православия и католичества.

В стихотворении, посвященном Адмиралтейству, О. Э. Мандельштам заметит:

Не отрицает ли пространства превосходство Сей целомудренно построенный ковчег?

Используйте в своем развернутом ответе такие теоретико-литератур­ные понятия, как литературное течение, модернизм, эстетика акмеизма, лирический герой, поэтика.

Продумывая композицию сочинения, остановитесь на эстетических принципах О. Э. Мандельштама-акмеиста во вступлении; охарактеризо­вав архитектурные образы поэзии О. Э. Мандельштама, раскройте особен­ности поэтики создателя «Notre Dame» и «Айя-Софии».




Архитектурные образы в поэзии Мандельштама