— Астафьев Царь-рыба — голос против браконьерства
Одним из лучших произведений, продолжающих традиции философской прозы, является повествование в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба» . Автор поднял свой голос против браконьерства как способа жизни, выступил в защиту не только природы, но и неразрывно связанного с ней нравственного, гуманистического начала в человеке. Лирический герой произведения, уроженец суровых и прекрасных енисейских краев, видит, как изменилась здесь жизнь людей, и в то же время не может не заметить оборотной стороны интенсивного покорения человеком Сибири. В
У автора есть свой взгляд на эту проблему. Он показывает, что вмешательство человека в законы природы, в экологическую среду разрушило нравственный кодекс, сложившийся во взаимоотношениях человека с природой, породило вседозволенность. Именно о человеке, о нравственных и психологических последствиях его деятельности заставляет задуматься В. Астафьев.
Не случайно через все произведение проходит антитеза спокойствия вечной, величественной, суровой
Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не остаешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь с ней и не поврачуешься ею…»
Авторские философские размышления о мире и человеке в нем, о непреходящих нравственных ценностях жизни играют важную идейно-эстетическую и сюжетообразующую роль в произведении, связывают воедино самостоятельные главы-рассказы, из которых состоит повествование. Центральное место в книге занимает глава, давшая название всему произведению: «Царь-рыба». За историей браконьера Игнатьича, разгоряченного борьбой с огромной рыбой и оказавшегося вместе с ней на крючке, скрывается аллегорический смысл, превращающий рассказ в притчу о человеке, принимающем заслуженное наказание за забвение истинных ценностей жизни, за алчность, надругательство над любовью, над природой.
— Астафьев Царь-рыба — голос против браконьерства