Авангардистская лирика футуриста М. Семенко

Об украинском футуризме начали упоминать сравнительно недавно. Тем не менее, не следует забывать, что в 10-30 года XX столетия это было мощное авангардное течение в нашей литературе. Возглавлял группу футуристов Михаил Семенко.

Человек-молния, человек, который умел делать мертвые петли в поэтическом небе, человек, который утверждался и совершенствовался, разрабатывая собственный неповторимый стиль. Вместе с тем у поэта была впечатлительная душа, которую можно сравнить с взлетом «несмелого» белого мотылька.

Ведущим поэтическим образом

в поэзии М. Семенко является город. Его он воспевал в нескольких стихотворениях с названием «Город», эти произведения имеют другое название по первой строке: «Вдыхаю я тонкий яд…», «Блеснет и капнет», «Солнце освещало…», «За окно вылетали…», «Вечер под дождем…», «Город мокрый». А также в стихах с чрезвычайно выразительными названиями, которые отображают городскую атрибутику: «Дома», «Тротуар», «Улицы», «Асфальт», «В кафе». Михаил Семенко восхищается городскими пейзажами, с удовлетворением вдыхает запах бензина, обожествляет быстрое движение, которое
он называйте «двигателем жизни», любит посидеть с друзьями в кофейне, сходить в кино, которое входило тогда в моду.

В поэзии он главным критерием значимости считает оригинальность мысли и словесную игру. Даже из названий произведений Михаила Семенко можно догадаться, что он является приверженцем неологизмов. О значении многих таких слов читатель легко догадывается, а над некоторыми приходится призадуматься.

Произведения М. Семенко держат читательскую мысль в постоянном напряжении, поэтому их интересно читать и анализировать.

Возьмем, например, стих «Желание». Только такой оригинальный писатель, как Михаил Семенко, мог поставить такой бессмысленный, на первый взгляд, вопрос:

Почему нельзя перевернуть мир?

Чтобы поставить все кверху ногами?

Оказывается, что подобное «желание» М. Семенко может осуществить сам и не обнаружится смельчака, кто посмел бы ему возразить. Переворот мира, осуществленный лирическим героем поэзии М. Семенко, выглядит странным. Он раздает детям звезды вместо игрушек, а служанке Маше дарит весенние березы, чтобы ее полюбил Петька. Михаил Семенко любит постоянные изменения, постоянную динамику.

Его не устраивает даже сама природа, он называет ее «балаганом» и стремится, чтоб ее «черты ухватили», ведь его «желание» невозможно выполнить.

Стих «Приглашение» — это обращение к грядущим поколениям. Поэт всем тем, кто хочет его «духа вызвать» обещает показать множество миров «оригинальных и капризных», множество путей, а также отворить замкнутую дверь. Михаилу Семенко удалось победить «все стихии и дожди», поэтому, конечно, прогуляться с ним ночью было бы интересно.

Такую же интересную прогулку обещает поэт и во втором стихотворении с аналогичным названием «Приглашение». На этот раз он предлагает подняться на Батиеву гору, так как там «хорошо», «симпатично и разноцветно». Поэт знает, что кое-кто смотрит на футуристов «как на зверей», тем не менее, он хочет преодолеть такое несправедливое отношение со стороны общества к нему и его друзьям, стремится к доверию и доброжелательности со стороны читателей, он пишет:

Люди мы сильные, молодые, смелые Не боимся никого и желаем всем добра.

Несмотря на экзотичность мышления Михаила Семенко, непримиримость его натуры, его произведения должны занять надлежащее им место в литературном процессе, возвратиться к читателям и стать предметом широких дискуссий, ведь этот поэт стал ведущей звездой авангардного движения в Украине, сделал достойный вклад в ее возрождение, которое со временем назвали «расстрелянным».




Авангардистская лирика футуриста М. Семенко