Автобиографический характер образа Левина. Образ автора в романе
Цель: помочь ученикам раскрыть идейно-художественные особенности образа Левина, его связь с автором; развивать навыки характеристики героев, сопоставление явлений литературной и реальной жизни, умение высказывать свои мысли и обосновывать их; воспитывать лучшие человеческие качества, активную общественную позицию.
Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.
Тип урока: формирование умений и навыков.
В жизни есть только одно бесспорное счастье — жить для других.
Л. Толстой
Ход урока.
I.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. «В жизни есть только одно бесспорное счастье — жить для других»,- писал Л. Толстой. Как именно нужно жить для других — над этим задумывались и писатель, и персонаж романа, наделенный автобиографическими чертами,- Константин Левин. Эти вопросы мы и будем обсуждать сегодня на уроке.
III. Объявление темы и цели урока.
IV. Формирование умений и навыков.
1. Слово учителя.
В романе Л. Толстого две сюжетные линии, два главных героя — Анна Каренина и Константин Левин. Именно они бросают вызов обществу, которое насквозь проникнуто
В отличие от Анны, Левин не только отказывается придерживаться условностей «высшего света», но и противопоставляет им свой идеал.
2. Эвристическая беседа.
— Что мы узнаем о Левине во время первой встречи с ним в романе? Какова цель его приезда в Москву? .
— Как происходило бракосочетание Левина? .
— Как и под влиянием чего изменяются взгляды Левина в конце произведения? (Левину иногда кажется, что «от него зависит изменить ту отягощающую, бездействующую, искусственную и личную жизнь, которой он жил, на ту трудовую, чистую и общую замечательную жизнь».
Когда же герой встречается с простым крестьянином Федором во время сбора урожая, то изменяет свою мысль. Его поражает «необыкновенное напряжение самопожертвования» в работе простого народа. Теперь он думает, что именно оно — ключ к изменению и в его жизни, и в жизни общества).
Каким видел Левин будущее народа? .
Какую метафору использует Л. Толстой, чтобы описать поиски героем правды? .
О чем думает Левин в конце романа и как это перекликается с мыслями автора? .
В чем заключается патриархальный идеал Левина? .
Составьте общий психологический портрет Левина. .
3. Комментарии учителя.
Константин Левин — автобиографический герой. Автор дал ему «звучную» фамилию, образовав ее от своего имени — Лев. В романе «Анна Каренина» отсутствуют философские, публицистические авторские раздумья, поэтому писатель вложил в уста любимого положительного героя свои мысли, идеалы, программу преобразования общества. Лев Николаевич сам прошел через двойной поиск истины — самоанализ и «опрощение».
Такой же самый путь он предложил и рупору своей позиции, герою-идеалу Левину.
V. Домашняя задача
Характеризовать образ Левина и образ автора в романе «Анна Каренина».
VI. Подведение итогов урока
Интерактивное упражнение «Микрофон».
Продолжите предложение:
— В образе Левина меня привлекает…
— Позиция автора в романе для меня…
Автобиографический характер образа Левина. Образ автора в романе