Автобиографический характер образа Левина. Образ автора в романе

Цель: помочь ученикам раскрыть идейно-художественные особенности образа Левина, его связь с автором; развивать навыки характеристики героев, сопоставление явлений литературной и реальной жизни, умение высказывать свои мысли и обосновывать их; воспитывать лучшие человеческие качества, активную общественную позицию.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведения, иллюстрации к нему.

Тип урока: формирование умений и навыков.

В жизни есть только одно бесспорное счастье — жить для других.

Л. Толстой

Ход урока.

I.

Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. «В жизни есть только одно бесспорное счастье — жить для других»,- писал Л. Толстой. Как именно нужно жить для других — над этим задумывались и писатель, и персонаж романа, наделенный автобиографическими чертами,- Константин Левин. Эти вопросы мы и будем обсуждать сегодня на уроке.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Формирование умений и навыков.

1. Слово учителя.

В романе Л. Толстого две сюжетные линии, два главных героя — Анна Каренина и Константин Левин. Именно они бросают вызов обществу, которое насквозь проникнуто

обманом; тем не менее, и между собой они — антагонисты. Побеждает Левин, а Каренина катастрофически проиграет. Почему?

В отличие от Анны, Левин не только отказывается придерживаться условностей «высшего света», но и противопоставляет им свой идеал.

2. Эвристическая беседа.

— Что мы узнаем о Левине во время первой встречи с ним в романе? Какова цель его приезда в Москву? .

— Как происходило бракосочетание Левина? .

— Как и под влиянием чего изменяются взгляды Левина в конце произведения? (Левину иногда кажется, что «от него зависит изменить ту отягощающую, бездействующую, искусственную и личную жизнь, которой он жил, на ту трудовую, чистую и общую замечательную жизнь».

Когда же герой встречается с простым крестьянином Федором во время сбора урожая, то изменяет свою мысль. Его поражает «необыкновенное напряжение самопожертвования» в работе простого народа. Теперь он думает, что именно оно — ключ к изменению и в его жизни, и в жизни общества).

Каким видел Левин будущее народа? .

Какую метафору использует Л. Толстой, чтобы описать поиски героем правды? .

О чем думает Левин в конце романа и как это перекликается с мыслями автора? .

В чем заключается патриархальный идеал Левина? .

Составьте общий психологический портрет Левина. .

3. Комментарии учителя.

Константин Левин — автобиографический герой. Автор дал ему «звучную» фамилию, образовав ее от своего имени — Лев. В романе «Анна Каренина» отсутствуют философские, публицистические авторские раздумья, поэтому писатель вложил в уста любимого положительного героя свои мысли, идеалы, программу преобразования общества. Лев Николаевич сам прошел через двойной поиск истины — самоанализ и «опрощение».

Такой же самый путь он предложил и рупору своей позиции, герою-идеалу Левину.

V. Домашняя задача

Характеризовать образ Левина и образ автора в романе «Анна Каренина».

VI. Подведение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите предложение:

— В образе Левина меня привлекает…

— Позиция автора в романе для меня…




Автобиографический характер образа Левина. Образ автора в романе