Автор и рассказчик в произведениях М. М. Зощенко
Один из лучших сатириков XX века — Михаил Зощенко — своим творчеством стремился переделать нравы, исправить людские недостатки. Михаил Зощенко начинал свою литературную деятельность в журналах и газете. Он писал фельетоны, очерки, обзоры.
Здесь он учился наблюдать, оценивать, слушать, а потом кратко и смешно передавать сцены из жизни.
Свои замечательные литературные произведения Зощенко всегда писал, основываясь на реальных событиях. Именно поэтому они производят впечатление достоверных историй, случившихся в определенное время
Тем не менее рассказчик и автор у Зощенко не одно и то же лицо. Рассказчик — это участник произведения, которое пишется и о нем тоже, простой человек. Автор же не простой человек, он стоит над происходящим, он знает больше. Но автор не проявляет себя открыто, он прячется от нас, а делает это для того, чтобы читатель сам сделал выводы. Присутствие автора мы можем узнать по тому, как развивается повествование, как он рассказывает о событиях.
Например, самые ужасные и немыслимые
Сам рассказчик тоже не видит в этом ничего необычного, он занят своими делами, но автор видит и показывает нам.
Для понимания соотношения образа автора и образа рассказчика в произведениях Зощенко важна авторская речь и речь персонажей. Автор пишет свои рассказы от первого лица, то есть рассказчик как бы разговаривает с нами. Автор нигде не прерывает его, дает ему высказаться. Так он демонстрирует свое блестящее владение русским языком, потому что он мог передать речь любого персонажа. У Зощенко каждый персонаж говорит своим языком, так, как говорят в жизни, а не так, как их автор заставил.
Если же автор не согласен со своим героем или осуждает его, то тогда в его монолог включается речь автора.
Рассказчик в произведениях Зощенко играет различные роли. Во-первых, он является посредником между читателем и автором. Он просто пересказывает те события, в которых он принимал участие или о которых он слышал. Так ведет себя рассказчик в произведении «Аристократка». Во-вторых, рассказчик может повествовать о том, что когда-то пережил.
Таких рассказов много в «Голубой книге».
В повести «Аполлон и Тамара» Зощенко вводит новый прием, который потом станет очень важен для него, — непосредственный диалог автора с читателем. Никогда до этого автор прямо не обращался к читателю, но теперь это происходит: «Но тут автор должен объясниться с читателями. Автор уверяет дорогих читателей, что ни в коей мере не будет извращать событий». Этот прием нужен, во-первых, для повышения доверия читателя к автору, во-вторых, он обозначает авторскую иронию по отношению к героям и, иногда, к самому себе. В-третьих, это позволяет реальному автору — Михаилу Зощенко — спрятаться за образом автора, который потом принимает все удары критиков.
Тема автора и рассказчика у Зощенко многогранна и очень интересна. Необычность этой темы заключена именно в мастерском исполнении, в раздвоении этого образа. Автор у Зощенко скрывается за маской, которой чаще всего бывает образ рассказчика.
Это позволяет читателю тоже принимать участие в событиях.
Автор в рассказах «Голубой книги» может любить своих героев, осуждать, переживать за них, но чаще всего он смотрит на них с грустной улыбкой. Он видит, какие они беспомощные, жалкие, нелепые, и сочувствует им. У героев рассказа «Аполлон и Тамара» личная жизнь так и не сложилась, каждый из них загубил свою жизнь, они несчастны. Автор специально не приводит героев к счастливому концу, потому что так в жизни не бывает.
Зощенко же считал, что литература должна соответствовать жизни.
Творчество М. М. Зощенко важно и актуально и для сегодняшнего дня, потому что люди не изменились. Их недостатки и пороки остались теми же, что и раньше. А значит, рассказы Зощенко все еще могут кого-то исправить, сделать лучше.
Автор и рассказчик в произведениях М. М. Зощенко