Авторитет Лины Костенко в современном писательстве

Непересекающийся талант Лины Костенко был отмечен еще в Литературном институте им. М. Горького, куда юная, окрыленная мечтами девушка втекает от невыносимой, душной атмосферы послевоенной жизни украинской столицы. Русский писатель Всеволод Иванов, рецензент дипломной работы Лины Костенко, распознал в то раннее время и восторженно поздравил «талантливого поэта с большим будущим». Признание Лины Костенко современниками основано на глубинных традициях ее поэзии, органической связи творчества с философией Григория Сковороды и Тараса

Шевченко, Леси Украинки и Ивана Франко.

Высокий полет костенковской музы длится во времени, так как ориентиром имеет дух Микеланджело, Леонардо да Винчи, Жанны Д’арк, девушки из легенды Маруси Чурай…

При мастерах как-то легче. Они — как Атланты. Держат небо на плечах.

Поэтому и есть высота. Конец 50-х — начало 60-х годов отмечен появлением на поэтическом горизонте целой плеяды талантливых молодых поэтов, которые думали, чувствовали и писали по-новому. Это Николай Сом, Тамара Коломиец, Олесь Лупый. Немного позднее в литературу вошли Василий Симоненко, Борис Олейник, Иван Драч, Николай Винграновский. Из

них Лина Костенко отличалась как сторонница традиционных, классических форм и художественных принципов, постоянно оттачивала, совершенствовала их и на этом пути достигала максимально возможных художественных успехов.

Как свидетельствуют произведения, а также неспокойное жизненное течение, максималисткой была всегда и остается, такими есть и ее герои, ее мировоззрение, жизненная философия. И это всегда притягивало современников, это, бесспорно, будет оценено в будущем, непременно будет оставаться движителем духовного и интеллектуального прогресса поколений.

На книгу «Странствия сердца» одобрительно откликнулся поэт Василий Симоненко, «Княжеская гора» поразила Николая Бажана «своей силой, напором, мастерством, многозвучностью». Впечатление от новых стихов Лины Костенко Леонид Первомайский назвал таким же «потрясением», которое он пережил, впервые открыв для себя Павла Тычину.

Известный писатель Анатолий Димаров в открытом письме к Лине Костенко склоняет голову перед ее мужеством откровенно поддерживать на фарисейских собраниях своих единомышленников — за несколько минут узников, и когда другие сидели, как зайцы, и могли аплодировать только в карманах, она выходила на трибуну и под невменяемый топот ног недоброжелателей в полный голос защищала своих друзей — рыцарей Правды и Добра. Не сломали принципиальную и неподкупную поэтессу ни те, что требовали изъять тот или другой стих, переработать ту или иную строку, ни те, что сначала тормозили, а потом совсем запретили, рассыпали печатный набор книжки «Звездный интеграл». Преследование прогрессивных художников чиновники оправдывали демагогическими заявлениями о собственной преданности «коммунистическим идеалам» и «своему народу», на что получили от Лины Костенко убийственный ответ:

Номенклатурные глупые, бюрократы, Плоские мурмила в квадратуре рам! Ваш интеллект не учтет караты, А по меньшей мере просто на сто грамм.

В 1972 году Украиной прокатилась лавина арестов. Что не день сгущались над вольнолюбивой грозные тучи. Ареста можно было ожидать каждую минуту…

Лину Костенко спасла ее популярность, уже целиком сформированный и безоговорочный авторитет. Ее уже знали и любили, арест мог вызвать волну протеста как в Украине, так и вне ее границ.

Протестуя против цензурных вмешательств в творческий процесс, поэтесса дважды объявляла голодание. На протяжении лет приходилось жить в трудном материальном положении: не могла устроиться на работу, гонораров не получала, так как книжки не печатались, оставались копейки на питание. А из-под пера по-прометеевски настроенной украинской спартанки выходит «Ода врагам».

Настоящий переполох среди чиновников от литературы вызвала рукопись исторического романа «Маруся Чурай». Длинных шесть лет он мыкался по издательствам, а его автору предъявляли обвинение в многочисленных «грехах». И роман очень быстро получил всенародную любовь.

Каждое его издание моментально раскупалось, его переписывали, изучали наизусть. Литературовед В. Брюховецкий рассказывает о впечатлении, которое оказало это произведение на известного ученого-ботаника и прекрасного поэта Михаила Доленга:

«…Михаил Васильевич сидел возле пустого столика и задумано спросил. — Вы уже прочитали «Марусю Чурай»? — спросил он сразу. — Прочитал! — Теперь не страшно и умирать, — сказал восьмидесяти четырех летний поэт. — Приобщился к вечности. Я столько лет ждал произведения в современной украинской литературе, о котором наверно мог бы сказать, что это станет классикой».

Ради таких слов следует жить, создавать, побеждать. Все больше почитателей поэтического слова Лины Костенко склоняются к мысли, что оно есть избранным, символическим и пророческим. В 1990 году в США состоялся всемирный конгресс «Лина Костенко — поэт и мыслитель»; исторический роман «Маруся Чурай» отмечен Шевченковской премией ; непокорная, вольнолюбивая муза поэтессы получила несколько заграничных литературных премий, в частности и премию Франческо Петрарки.

Мощная духовная сила Лины Костенко множится, крепнет, овладевает мыслями и предает силы действию тех, кто стремится к прогрессу, к достойной жизни.




Авторитет Лины Костенко в современном писательстве