Авторская позиция в рассказе «Судьба человека»

Какова авторская позиция М. А. Шолохова в рассказе «Судьба человека?»

В чем гуманистический пафос произведения?

В рассказе «Судьба человека» М. А. Шолохова выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны. Великую народную трагедию военного времени изоб­ражает писатель в этом рассказе.

Война противопоставлена у Шолохова картинам мирной жизни.

В небольшом по объему произведении перед читателем про­ходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь Родины. Андрей Соколов — мирный труженик, ненавидящий

войну. Как ве­личайшую драгоценность хранит он в сердце память о дово­енной жизни своей семьи: «Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка…

Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желан­ней ее…».

Счастье мирной жизни Соколова нарушило вероломное нападение врагов. Фашизм, чужая земля несут в себе смерть, разрушение. Война уничтожила семью, дом Соколова. И здесь начинает ощутимо звучать мотив вечной разлуки. В плену герой «почти

каждую ночь, про себя, конечно, и с Ириной, и с детишками разговаривал», а их уже не было на свете.

На долю героя Шолохова выпадают немалые испыта­ния: ранение, фашистский плен, гибель оставшейся в тылу семьи, трагическая смерть любимого сына Анатолия в пос­ледний день войны. Все это наложило свой отпечаток на на­туру, положение героя. «За что же ты, жизнь, меня так пока­лечила? За что так исказнила?» — спрашивает сам себя Соко­лов и не находит ответа.

И гуманизм писателя в этом присталь­ном внимании к судьбе простого человека, в сочувственной позиции.

Раскрывая образ своего героя, писатель использует порт­ретные детали. «Видали вы когда-нибудь глаза, словно при­сыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» — спрашивает Шолохов. Противопоставляя войну и мирную жизнь, писатель умело использует пейзажи. Так, после ряда трагических картин в рассказе дается картина природы: «В залитом полой водою лесу звонко выстукивал дятел. Все так же лениво шевелил су­хие сережки на ольхе теплый ветер; все так же, словно под тугими белыми парусами, проплывали в вышней синеве об­лака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим сверше­ниям весны, к вечному утверждению живого в жизни».

Здесь ощутима мысль автора о вечном противоборстве жизни и смерти.

Война разрушила миллионы судеб. Остался сиротой ма­ленький мальчик Ванюша, которого приютил Андрей Соко­лов. И эта любовь к ребенку оказалась той живительной вла­гой, которая стала исцелять израненное сердце героя.

Остав­шись в одиночестве, Андрей Соколов заменил отца малень­кому Ванюшке. И эта любовь стала той живительной силой, которая постепенно возвращала героя к жизни.

Образ Андрея Соколова критики соотносили с образом сказочного солдата, подчеркивая фольклорную основу рас­сказа. Как и сказочный солдат, герой Шолохова был масте­ром на все руки, с честью вышел он из всех испытаний, мно­гократно уходил он от смерти. В сюжете мы видим троекратность событий — у героя трое детей, трижды он был ранен, трижды говорит о своей вине перед женой. Троекратность со­бытий — излюбленный фолклорный прием. Также значимо в рассказе противостояние света и тьмы, символизирующее противостояние мира и войны.

Когда Соколов попадает в плен, немецкий ефрейтор приказывает идти ему «на заход солнца», туда, где ночь, смерть. Когда герой совершил побег, он держал путь «прямо на восход солнца», туда, где свет и жизнь. Когда нашелся сын Анатолий, то в жизни его «блеснула радость, как солнышко из-за тучи».

Вообще о диалектическом противоборстве жизни и смерти в рассказе напоминают многие выразительные детали. Например, портретные. Глаза у мальчика, усыновленного геро­ем, — светлые, как небушко.

У Соколова же — «словно при­сыпанные пеплом».

Мы можем помочь себе, лишь помогая своему ближнему — такова гуманистическая позиция писателя. Война же — состояние, противное самой человеческой природе, разуму. И такая позиция в восприятии войны сближает М. А. Шоло­хова со Л. Н.

Толстым.




Авторская позиция в рассказе «Судьба человека»