Б. Л. Васильев. «Утоли моя печали…». Почему стала возможной ходынская траге­дия?

В романе возникает спор о том, что есть соблюдение исторических традиций. Оп­равдывая намечающиеся широкие празд­нования коронации, генерал замечает: «Народ без исторических традиций пре­вращается в толпу ванек, не помнящих родства своего». Роман Трифонович Хо­мяков утверждает, что великая традиция и великая честь есть забота о подданных своих, а не парады с иллюминациями. От­сутствие подлинной заботы о народе влас­тей послужило причиной ходынской тра­гедии. Приготовленных 400 ООО подарков для всего народонаселения Москвы было слишком

мало, и в этом уже таилась при­чина давки.

К тому же не были приняты меры для обеспечения безопасности лю­дей. Великолепие, пышность «священной коронации» — вот главная забота импера­торского двора.

Прав ли Каляев, увидевший главного винов­ника трагедии в лице князя Сергея Александрови­ча, генерал-губернатора Москвы?

В какой-то мере прав. Сергей Александ­рович, как генерал-губернатор, ответ­ствен за порядок в городе и безопасность граждан, особенно в период проведения массовых мероприятий. Ответствен он и за нежелание нарушить традицию и пред­ложить императору приостановить коро­национные

торжества. Неправ Каляев в том, что он возлагает вину только на вели­кого князя.

Виновна система, основанная на равнодушии властей к народу и его судьбам.

В романе затрагивается проблема политиче­ского террора. Как автор относится к героям, став­шим на путь террора? Почему это произошло с Ка­ляевым?

Автор сочувствует людям, ставшим на путь террора, как личностям, с симпатией говорит об их человеческих качествах. Не случайно Машеньку и Ивана он ставит в ситуацию сложнейшего выбора, когда вместе с объектом запланированного тер­рористического акта оказываются дети. Одна пожертвовала собственной жизнью, другой на время отменил исполнение за­думанного.

Иван Каляев не был прирож­денным преступником. На путь убийства градоначальника он встал от отчаяния: государство не наказало виновных в тра­гедии, наоборот, прикрыло их вину. Не найдя другого способа, Каляев посвящает свою жизнь мщению за горы убитых лю­дей и тысячи истерзанных сердец. И в этом заключено предупреждение общест­ву: зло, равнодушие порождают ответное зло.

В романе отвергается идея политиче­ского террора, как и массовых револю­ций.

Какое значение имеет в романе образ Маши Олексиной?

Внесюжетный персонаж — Машенька Олексина, одна из первых революционерок-террористок, — имеет существенное значение в романе. Ее образом показыва­ется несостоятельность терроризма как способа борьбы за свободу. Она уже приве­ла в действие бомбу, предназначенную для уфимского губернатора, но, увидев, что он сидит в санях вместе с детьми, при­крыла ее собственным телом и погибла са­ма от взрыва.

Как вы понимаете слова писателя, что для России точкой отсчета нового столетия стала «священная коронация царствующего монарха», а «у жителей второй русской столицы и особенно московской интеллигенции точкой отсчета стала не коронация, а ходынская трагедия»?

Официальные оценки событий конца XIX века разошлись с мнением москов­ской интеллигенции. Ходынская траге­дия, несомненно, наложила огромный от­печаток на дальнейший ход истории, на­чав длинную череду катастроф XX века: войны, революции, локальные неисчезаю­щие конфликты, природные катастрофы. В уста Наденьки, тяжело пережившей гибель людей на Ходынском поле, автор вкладывает пророческие слова: «Ходынский колокол был колоколом по России».

Проанализируйте диалог Елисаветы Федо­ровны и Ивана Каляева. В чем его смысл? Как можно понять слова великой княгини: «Кто оценит долги наши?

Люди? Бог? Будущее?»

Великая княгиня Елисавета Федоров­на, впоследствии канонизированная Рус­ской православной церковью за великому­ченический подвиг, пришла к Каляеву, чтобы позаботиться о спасении его души. Между ними происходит диалог о долге. Каляев осознает, что причинил ей горе, но утверждает, что выполнил долг.

Он готов принять смертную казнь, помилование для него неприемлемо — его и власть раз­деляет ходынская трагедия. Вопрос Ели­саветы Федоровны содержит сомнения в праве Каляева на исполнение такого дол­га. Кто может наделить человека правом судить других и распоряжаться чужой жизнью?

Принося в дар иконку Божьей Матери «Утоли моя печали» и обещая мо­литься за него, она призывает к смирению души, к очищению себя и своей совести перед Богом, а также надеется на душев­ное успокоение, которое принесет ему эта чудотворная икона.

В чем вы видите смысл названия романа «Утоли моя печали…»?

Главная героиня романа Наденька Олексина, потрясенная трагедией на Хо­дынском поле и ощущая свою вину за ги­бель Фенички, исповедуется перед иконой Божьей Матери «Утоли моя печали», из­вестной своей помощью людям во дни массовых бедствий. Исповедь приносит героине облегчение, смирение и в даль­нейшем благочестивую семейную жизнь с Викентием Корнелиевичем Вологодовым.

В романе не только даются картины хо­дынской давки, но и содержатся глубокие размышления о русской интеллигенции, о дальнейшей судьбе России. Заглавие ро­мана, в основу которого положено назва­ние чудотворной иконы, имеет символи­ческий смысл. Автор ищет утоления печа­ли нашей многострадальной отчизны, ее многострадального народа.

Почему роман «Утоли моя печали…», посвя­щенный событиям рубежа XIX-XX веков, обращен к сегодняшнему читателю?

Сегодняшняя эпоха для России, особен­но годы создания романа, — эпоха кри­зисная. Изменился общественный строй, подверглись деформации нравственные и культурные ценности, возникают и продолжаются вооруженные конфликты. Именно в эти годы, как полагает Борис Васильев, важен трезвый исторический анализ прошлого, особенно просчетов, до­пущенных властью, чтобы в будущем из­бежать противостояния народа и власти, произвола и беззакония, ведущих к кро­вопролитиям.

В этом смысле роман «Уто­ли моя печали…» можно рассматривать как предупреждение.




Б. Л. Васильев. «Утоли моя печали…». Почему стала возможной ходынская траге­дия?