Басни Эзопа и Лафонтена
Прозаическая и стихотворная басни. Одушевление животных и предметов в баснях. Повторяемость сюжетов.
Создание характеров в баснях.
И. А. Эпиграф — Крылов. «Волк и Ягненок», «Муха», «Мартышка и очки». Объекты крыловской сатиры. Характеры в баснях И. А. Эпиграф — Крылова.
Нравственное звучание басен.
Мастерство И. А.
Эпиграф — Крылова-баснописца. патриотическое звучание басни «Волк на псарне». Патриотическое звучание басни. Басенная традиция И. А. Эпиграф — Крылова в творчестве поэтов XX века.
С. В.
Эпиграф — Михалкова-баснописца. В мастерской художника слова. Секреты создания басни. Урок развития речи. Выразительное чтение басен.
Контрольная работа по теме «Басня».
Произведения для самостоятельного чтения Учащихся. М. М. Эпиграф — Херасков. «Две собаки».
В. А. Эпиграф — Озеров.
«Волки и овцы». А. А. Эпиграф — Ржевский. «Волк-откупщик». Д. И.
Эпиграф — Фонвизин. «Лисица-казнодей».
А. Е. Эпиграф — Измайлов. «Крестьянин и кляча». И.
И. Эпиграф — Дмитриев. «Муха». В.
Л.
А. Эпиграф — Крылов.
Басни. С. В.
Михалков. Басни. Новелла Новелла как эпический жанр. Отличие новеллы от сказки.
Новелла и повесть. Художественный мир новеллы и действительность.
Э. А. Эпиграф — По. «Лягушонок» . Особенности построения сюжета. Тема человеческого достоинства в новелле.
Образ повествователя и его значение в новелле. Ирония в новелле. Л. Н. Эпиграф — Толстой. «Кавказский пленник».
Основной конфликт новеллы. Принцип контраста при создании характеров Жилина и Костылина.
Начальное понятие о категории «характер» в литературе. Место и значение образа Дины. Нравственные ценности в новелле. Героический пафос новеллы.
Читательская лаборатория: «Как пересказать эпизод художественного произведения».
В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Смысл названия новеллы, особенности основного конфликта. Образ профессора и его значение в произведении.
Особенности повествования и смысл финала новеллы. Б. С. Эпиграф — Житков. «Механик Салерно». Экипаж парохода и начальное представление о «коллективном герое».
Образы Капитана и Гропани. Особенности повествования и образ повествователя.
Тема человеческой ответственности за свои поступки. Героическое в новелле. В. П. Эпиграф — Астафьев. «Васюткино озеро».
Описание таежного быта и его влияние на становление характера Васютки.
Место героя в бригаде. Богатство внутреннего мира и сила характера Васютки. Изображение Енисея в новелле. Взаимосвязь человека и природы. Русский характер в новелле.
В мастерской художника слова.
Особенности новеллы. Произведения для самостоятельного чтения Учащихся. Н. В. Эпиграф — Гоголь.
«Ночь перед Рождеством». И. С. Эпиграф — Тургенев. «Стучит».
Н. С. Эпиграф — Лесков. «Железная воля». К. М. Эпиграф — Станюкович.
«На «Чайке», «Нянька». И. А. Эпиграф — Бунин. «Лапти».
А. П. Эпиграф — Чехов.
«Радость», «Злой мальчик». В. А. Эпиграф — Гиляровский.
«Человек и собака». Э. А. Эпиграф — По. «Украденное письмо». Э.
Т. А. Эпиграф — Гофман.
«Мастер Мартин-бочар и его подмастерья». Н. Эпиграф — Готорн. «Великий каменный лик». Литературный очерк Очерк как эпический литературный жанр.
Роль повествователя в очерке.
Художественный вымысел в очерке. Дж. Эпиграф — Конрад. «Тремолино». Образ корабля в очерке Дж.
Эпиграф — Конрада. Изображение моря. Характер повествователя.
Тема человеческой ответственности. Идейно-эстетическое звучание очерка.
К. Г. Эпиграф — Паустовский. «Мещерская сторона» . Художественная роль пейзажа в литературном произведении. Одухотворенность природы. Нравственная ценность эстетического восприятия природы.
Патриотизм очерков. Урок развития речи. Обучающее сочинение.
Написание очерка.
В мастерской художника слова. Писатель-очеркист. Читательская лаборатория: «Как написать очерк». Произведения для самостоятельного чтения Учащихся.
Р. Эпиграф — Стиль.
«История Александра Селькирка». А. Н. Эпиграф — Майков. «Рассказы из русской истории» .
А. Т.
Эпиграф — Твардовский. «О русской березе». Лирика Лирика как род литературы. Особенности художественного мира лирического произведения. Начальное понятие о лирическом герое. Античная лирика.
Анакреонт «Артемиде». Квинт Гораций Флакк «К Мельпомене». Особенности выражения чувств в античной поэзии. А. С. Пушкин «Зимняя дорога».
Пейзаж как способ создания лирического настроения.
Образ лирического героя. М. Ю. Лермонтов «Молитва» . Смысл названия стихотворения. Образ «живых слов» в стихотворении.
Лирическое чувство в стихотворении и способы его выражения. Лирика русских поэтов.
Ф. И. Тютчев «Поэзия», А. А. Эпиграф — Фет «Облаком волнистым…», «Чудная картина…», А. К. Эпиграф — Толстой «Коль любить, так без рассудку…», «Край ты мой, родимый край…», А. А. Эпиграф — Ахматова «По той дороге, где Донской…», Ю. П. Эпиграф — Кузнецов «Завижу ли облако в небе высоком…». Читательская лаборатория: «Как научиться выразительно читать лирическое произведение». Урок развития речи. Самостоятельный анализ лирического стихотворения. Произведения для самостоятельного чтения Учащихся.
Ф. Н. Эпиграф — Глинка. «Москва», «Тройка».
И. И.
Эпиграф — Козлов. «Сон невесты». А. Н. Эпиграф — Майков. «Весна!
Выставляется первая рама… «. А. А. Эпиграф — Фет. «Печальная береза», «Заря прощается с землею…». А. А.
Эпиграф — Блок. «Вербочки». И. С. Эпиграф — Никитин. «Русь». Стихи С.
А. Эпиграф — Есенина, А. А.
Эпиграф — Ахматовой, Б. Л. Эпиграф — Пастернака, А. Т. Эпиграф — Твардовского, Н.
А. Эпиграф — Заболоцкого, Я. В. Эпиграф — Смелякова. Баллада литературная Литературная баллада как лироэпический жанр. Виды литературных баллад.
В. А. Эпиграф — Жуковский. «Лесной царь». Баллада И.
В. Эпиграф — Гете как литературная основа баллады В. А.
Эпиграф — Жуковского. Начальное понятие о художественном переводе. Роль диалога в балладе.
Средства создания эмоционального напряжения.
В. А. Эпиграф — Жуковский. «Суд Божий над епископом». Баллада Р. Эпиграф — Саути как основа баллады В.
А. Эпиграф — Жуковского. Нравственная и социальная проблематика баллады. М. Ю. Эпиграф — Лермонтов. «Перчатка». Баллада Ф. Эпиграф — Шиллера как основа баллады М. Ю.
Эпиграф — Лермонтова. Основной конфликт в балладе. Лирическая оценка в балладе. М. Ю. Эпиграф — Лермонтов. «Бородино». Национально-патриотическая баллада.
Историческая основа баллады.
Мастерство поэта в сочетании эпического и лирического элементов в построении художественного мира произведения. Особенности образа повествователя. Читательская лаборатория: «О чем нам говорят «голоса» персонажей в произведении». М. Ю. Лермонтов «Три пальмы». Смысл подзаголовка.
Особенности диалога и назидательный смысл произведения. Аллегория в балладе.
Антитеза пейзажного зачина и пейзажной концовки как способ усиления идейного звучания баллады. Д. Б. Эпиграф — Кедрин. «Зодчие». Историческая баллада XX века.
Особенности языка и роль диалога в балладе. Основной конфликт. Роль лирического повествователя и идейное звучание баллады. Урок развития речи.
Выразительное чтение литературных баллад.
Басни Эзопа и Лафонтена