Басни И. Крылова
Басни И. А. Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Однако животных, насекомого и рыбы в баснях, за точным выражением И. Франко, «одной бровью подмигивают на людей».
Итак каждая прочитанная басня вызывает у человека раздумья. Читая басню «Демьянова похлебка», понимаешь: история, которую рассказывает автор, совсем не о конкретных Демьяне и Фоке и не о похлебке и чрезмерной
И еще басня учит: красивые намерения не всегда имеют добрые следствия.
Неумение работать совместно, беспокоясь об общем деле, а не о собственных вкусах, олицетворяют персонажи басни «Лебедь, Щука и Рак». Последняя строка этой басни — «И только вез и ныне там» — стал крылатым выражением. Иногда с помощью этих слов характеризуют состояние дел человека, который не способна завершить начатое. Басня помогает понять: прежде чем взяться за какое-то
Иначе выйдет из того дела «только мучение». Невежд и невежд разоблачает И. А. Крылов в басне «Обезьяна и очки». Некоторые люди очень похожие на персонажа басни: не способны понять какое-то явление, они возражают или запрещают его.
Немало действующих лиц басен И. А. Крылова будто пришли из народных сказок. Их «характеры» хорошо известные, но автор создает такие ситуации, в которых раскрывается их сущность.
Лисица — персонаж многих сказок. Этот образ используют, когда треба изобразить хитрость, лукавость. В басне «Ворона и Лисица» именно ухищрения помогают Лисице завладеть шматом сыра.
Но басня осуждает не лукавость и ухищрения, а подхалимство и тех, кто верит любым словам, лишь бы только они были приятными. Итак, басни И. А. Крылова разоблачают разные недостатки человеческих характеров и учат искусству жить достойно.
Известно, что сюжеты многих басен возникли еще в давность, но баснописцы разных стран используют их для написания новых произведений. Как возникает новое произведение на основе известного сюжета, попробуем исследовать это на примере басен Эзопа и Крылова. Эзоп — легендарный поэт, которого считают основателем жанра басни. Басни Эзопа прозаические, повествовательные, лаконичные. Главное внимание отводится стычке между носителями определенных черт или разных жизненных позиций.
В басне «Вовка и ягненок» характеры персонажей четко определены: Ягненок олицетворяет беззащитность, Вовка — силу. В отличие от Эзопа, Крылов поместил мораль своей басни в начале, но развитие событий в басне не воспринимается как простая иллюстрация морали «В сильного бессильный виновный всегда…».
У Крылова волк становится Воплощением неумолимой злой силы, жестокости и своеволие, а развитие сюжета на наших глазах раскрывает механизм действия этой жестокой силы. Читатели становятся будто свидетелями всего, что происходит с героями. В начале басни Ягненок не пугается Вовки, ведь оно никому ничем не шкодит и не поднимает установленных правил. Бессмысленные обвинения, которые выдвигает Вовка, Ягненок с легкостью опровергает. В ответах Ягненка ощущается чувство собственного достоинства.
На какой-то миг читателям даже кажется, что это Ягненка загнало Вовки в глухой угол, так как хищник не имеет больше аргументов для обвинения. Но из этого совсем не вытекает, что после встречи с Вовкой Ягненок останется неповрежденным. В самый раз наоборот. Каждый достойный ответ Ягненка еще больше бесит Вовку.
В конце концов своевольному хищнику надоедает выискивать мысленные вины своей жертвы и он показывает свою сущность. Читатель от самого начала знал, что так должно было произойти, но, наблюдая за развитием событий, надеялся, что Ягненка таки доведет свою невиновность. Итак, в баснях Эзопа и Крылова общим есть сюжет, персонаже и даже мораль.
Басня Эзопа написана прозой, а Крылова стихами. Но, по моему мнению, самое главное, что отличает эти две басни — это самое читательское восприятие произведений. Басня Эзопа обращена, так сказать, к уму читателя.
А басня Крылова — к его сердцу.
Басни И. Крылова