Базаров и «накипь нигилизма»

Нигилизм — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.

Впервые человек, проповедующий нигилизм, был представлен в романе Тургенева «Отцы и дети». Этой мировоззренческой позиции придерживался Евгений Базаров. Базаров — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. Действительно, Базаров отрицает весь

существующий строй России, религию, обветшалую нравственность, дворянскую культуру, народные предрассудки. В романе есть персонажи, разделяющие взгляды Базарова.

Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его «последователями». Ситников и Кукшина просто карикатурны, фигура Аркадия Кирсанова сложнее.

«Ситников — «ученик» Базарова, как он сам себя называет. Это молодой человек с «тревожным тупым напряжением в «маленьких чертах его прилизанного лица». На улицах города*** Ситников буквально бросается на Базарова и Аркадия и приглашает их к Евдоксии Кукшиной —

«эмансипированной» женщине, по словам Ситникова, «необычайно интересной натуре». И Ситников, и Кукшина считают себя нигилистами.

В доме у Кукшиной сама хозяйка дома и Ситников напиваются, начинают с серьезным видом рассуждать о браке, человеческой индивидуальности… В наших глазах это сравнение помогает еще глубже понять характеры настоящих героев времени, драму их жизни».

В отличие от Базарова, Кукшиной и Ситникову неведомо самопожертвование, способность «наступать на горло собственной песне». Им нигилистические «прынципы» приносят пользу. Помогают замаскировать внутреннюю человеческую ущербность.

У Ситникова это стыд за себя как за сына откупщика — человека, разбогатевшего на продажах крестьянам «дурмана в кабаке». У Кукшиной — сознание неудавшейся женской судьбы, отсутствие красоты и вкуса.

Наконец-то можно явиться на бал в «грязных перчатках», разрешено курить! Благодаря нигилизму Ситников утвердился в мысли, что «не должно признавать авторитетов» богатого отца, Авдотья Никитишна обрела предлог жить отдельно от «своего благоверного». Но, избавившись от вседневных правил и авторитетов, Ситников и Кукшина не избежали худшего — духовного рабства.

Имена философов, обществоведов, химиков, которым они поклоняются, так и пестреют на страницах романа. Кукшина собралась в Гейдельберг. Зачем? «Помилуйте, там Бунзен! — восклицает Евдоксия с таким энтузиазмом, что даже Базаров «ничего не нашелся ответить». Минутой позже она гордо произносит: «Рiеrrе Сапожников.., вы его знаете? Помилуйте, Рiеrrе Сапожников.., он еще всегда у Лидии Хостатовой бывает». «Но сам Маколей…», «…Прочтите лучше книгу Мишле…».

Все это Евдоксия произносит, «томно уронив руку на смятую подушку дивана», утомленная собственной просвещенностью. Но у нее, «как у Ситникова, вечно скребло на душе» от страха показаться отсталыми. Эта неестественность отражается в манере поведения. «Невольно хотелось спросить у ней: «Чего ты пружишься?» Рядом с такими «единомышленниками» самостоятельность, духовная цельность Базарова выступает еще более зримо.

Он имеет право с гордостью сказать: «Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои».

Кирсанов Аркадий Николаевич — молодой дворянин, приятель и ученик Базарова. Но, в отличие от Базарова, его увлечение нигилизмом поверхностно. А. К. привлекают в этом учении ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость.

Герой не задумывается над сутью «нигилизма». Кроме того, А. К. добродушен, бесхитростен, прост и очень привязан к дворянским ценностям, образу жизни и т. д. Вначале, во многом под влиянием Базарова, А. К. скрывает свои истинные качества, стремиться подражать своему кумиру — Базарову.




Базаров и «накипь нигилизма»