«Бедные люди» пример тавтологии?

«Бедные люди» — пример тавтологии, Кем это сказано? Может быть мной. Г. Иванов Стихи Георгия Иванова, приведенные эпиграфом, отвергают право собственности в искусстве. Поэт считал, что всякая мысль должна быть продолжена и усовершенствована. Особенно художественная мысль.

Итак, в русском языке и в отечественной литературе нередко встречаются ходовые выражения, чему способствуют такие гениальные произведения, как, например, «Горе от ума» Грибоедова и «Евгений Онегин» Пушкина.

Но надо, мне кажется, предполагать, что, так

сказать, идеальный первоисточник может оказаться где-то в глубине веков. Кто возьмется установить, собственные ли некоторые словесные построения Пушкина или он позаимствовал их у своей няни? А стихотворение Пушкина «В крови горит огонь желаний»? Точно слышится голос библейского времени, а именно «Песни песней» царя Соломона: «Да лобзает меня лобзанием уст твоих».

Известная фраза «дым отечества», если представить ее звучание как бы в первый раз, произведет странное впечатление. Что-что, а отечество дымить не может.

Но Тютчев пишет: «И дым отечества нам сладок и приятен!» Так поэтически

век прошлый говорит, А в наш — и сам талант все ищет в солнце пятен, И смрадным дымом он отечество коптит. Фразой «отечество коптит» поэт запустил в Тургенева, который покинул отечество и написал произведение «Дым». Все сходится, но, увы, стоит оглядеться, как почти такую же фразу находим у Грибоедова и ранее у Державина: «Отечества и дым нам сладок и приятен».

Мне кажется, державинская мысль о «дыме» звучит лучше, потому что я ее понимаю как «даже дым… сладок и приятен, если он отечественный».

Порой наши поэты заимствуют фразы из зарубежной литературы. Так, например, Аполлон Григорьев в своем стихотворении «Искусство и правда» пишет: Я помню, как в испуге диком Он леденил всего меня Отчаянья последним криком: «Коня, полцарства за коня!

» Речь идет о драматическом актере П. С.

Мочалове, изумительная игра которого произвела большое впечатление на поэта. Но Мочалов играл Ричарда III, и, значит, знаменитое восклицание: «Коня, полцарства за коня!» — принадлежит не Григорьеву, а Шекспиру. В русской литературе масса примеров, так сказать, взаимного заимствования для пользы дела.

Всем известна фраза Грибоедова: Что за комиссия, Создатель, Быть взрослой дочери отцом!

Тургенев оценил мысль Грибоедова и написал: Что за комиссия, Создатель, Быть братом выросшей сестры! Люди старшего поколения помнят романс Аренского, в котором звучали слова «Как хороши, как свежи были розы». Конечно, сразу же приходят на ум северянинские «Классические розы»: В те времена, когда родились грезы В сердцах людей прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви и славы и весны! Наверное, стоит в связи с этим вспомнить еще одни розы.

Иван Петрович Мят лев в журнале «Современник» опубликовал их еще в 1843 году: Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор полыцали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой…

Приведу также еще две строки их стихотворения Мятлева, чтобы окончательно убедиться в том, что Северянин это стихотворение читал: И где ж она? В погосте белый камень, На камне — роз моих завянувший венок. Как видим, розы кочуют от одного автора к другому, но свежести своей не потеряли.

Особенно часты заимствования, когда обыгрывается тема памятника.

Вспомним Пушкина: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа… Тут же возникают державинские строки: Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный; Металлов тверже он и выше пирамид… Но есть и еще стариннее.

Ломоносов заявляет: Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди… Эстафета в культуре помогает воздвигнуть один общий памятник, но живой русской поэзии, которая, в отличие от памятника, «построенного в боях социализма», действительно переживет века.




«Бедные люди» пример тавтологии?