Бернард Шоу крупнейший сатирик, публицист, театральный деятель

Шоу прожил долгую, яркую жизнь — умер в девяносто четыре года. Родился в Ирландии, в Дублине, в семье бедного чиновника, с пятнадцати лет начал зарабатывать себе на жизнь. Переехав в Лондон, увлекся театром, начал выступать в печати как музыкальный критик, а также романист. Вступив в так называемое Фабианское общество, стал сторонником фабианского, реформистского социализма.

Сыграл огромную роль в утверждении принципов европейской «новой драмы», которая заявила о себе на рубеже XIX-XX вв. в творчестве Ибсена, Чехова, Горького, Роллана,

Гауптмана, Метерлинка.

Свой эстетические принципы сформулировал в программной работе «Квинтэссенция ибсенизма» , в которой современной английской драматургии, неглубокой, рассчитанной на развлечение публики, противопоставил творчество норвежского драматурга, поборника искусства проблемного, идейного и основанного на правде жизни. Дебютировал серией так называемых «неприятных пьес» . В них он предстал как остроумный критик современного высшего общества, его фарисейства и порочности, скрытой за мнимой «респектабельностью». Его глубокую аморальность символизирует миссис Уоррен, богатая, «порядочная»

дама, преуспевающая в своей «профессии» содержательницы публичных домов в европейских столицах, доходы от которых и лежат в основе ее богатства. Немногим лучше и добродушный богач Сарториус, добывающий деньги не менее грязным способом, сдавая беднякам трущобы. Острую социальную критику Шоу продолжает и в других циклах, в «Приятных пьесах», в «Пьесах для пуритан», где развенчиваются милитаризм, лжеромантика войны, двуличие священнослужителей, фальшь и лицемерие общества. В то же время Шоу утверждал нравственные качества простых людей. В поздних пьесах Шоу его остроумные инвективы обретают памфлетную силу.

Был убежденным антимилитаристом и антифашистом, симпатизировал нашей стране; в 1931 г. приехал в СССР, чтобы отметить свое 75-летие. В 1925 г. Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Яркий представитель «интеллектуального театра», Шоу создал особый тип «драмы-дискуссии», герои которой, нередко эксцентрические персонажи, выступают как носители определенных тезисов, идейных позиций. Главное внимание Шоу не на столкновении характеров, а на противоборстве точек зрения, на спорах персонажей, касающихся философских, политических, нравственных, семейных проблем. «Паладин смеха», как его назвал А. В. Луначарский, Шоу широко использует сатирическое заострение, гротеск, а порой и буффонаду. Но самое надежное оружие Шоу — его блистательные парадоксы, с помощью которых он обнажает внутреннюю фальшь господствующих догм и общепринятых истин.

Предмет его осмеяния — лицемерие, столь характерное для английского высшего общества. Образ Бернарда Шоу, яркой, оригинальной личности, история его любви к актрисе Патрисии Кэмпбелл запечатлены в известной, основанной на их переписке пьесе Джерома Килти «Милый лжец»; она с успехом шла во МХАТе и Театре им. Моссовета.




Бернард Шоу крупнейший сатирик, публицист, театральный деятель