Беседа по содержанию прочитанного дома рассказа Я. Л. Акима
Учитель. Понравился вам рассказ? А автор?
Как вы думаете, какой он человек?
Дети. — Он хороший, добрый человек.
Он искренний, откровенный.
У него много друзей.
Он их очень любит.
— И считает от этого себя счастливым человеком.
Учитель. А теперь прочитайте, о ком еще, кроме дру
Зей, вспоминает автор?
Учитель. С каким чувством писатель вспоминает о близких ему людях?
Дети. — С нежностью…
С добротой и сердечностью…
С преданностью…
И любовью…
Учитель. А подтверждает ли стихотворение
Дети. — Да, подтверждает: автор сам хороший человек и настоящий друг и пишет в стихотворении о хорошем человеке, о верном и преданном друге.
А еще автор очень хорошо понимает переживания героя, как человек, сам испытавший подобные чувства по отношению к своим друзьям.
И если бы автору самому не были близки эти чувства, то он бы и не смог о них рассказать в своем стихотворении.
Учитель. А как вы считаете, чего больше в стихотворении Акима: описаний событий, действий героя или его чувств?
Дети. — Больше чувств.
Все стихотворение
О его переживаниях.
Учитель. А теперь поговорим об Акиме как о поэте. Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где автор рассказывает о том, как он начал писать стихи.
Учитель. А как вы понимаете слова: «вокруг меня… заплясала, закружилась песенка»?
Дети. — Автор сочинил ее, обрадовался этому и стал неоднократно повторять слова песни.
— Аким как бы сравнивает слова этой песенки с кружа
Щимися снежинками. Он говорит: «вместе со снежинками
Заплясала, закружилась…».
Учитель. А отчего у Акима родились эти строчки?
Ученица. Наверное, от хорошего настроения: было начало зимы, падал медленный и пушистый снежок. Автор ему обрадовался, и в его голове родились эти строчки.
Учитель. А как лучше сказать, стихи рождаются в голове или в душе?
Дети. В душе.
2. Наблюдение над особенностями поэзии
Учитель. А сейчас я посмотрю, как вы поняли то, о чем мы сейчас говорили. Сейчас мы проведем интересную работу. Я вам раздам карточки с несколькими текстами.
А вы выберете среди них те, в которых изображено чувство и переживания поэта.
(Учитель дает каждому ребенку листок с напечатанными на нем стихотворными текстами с изображением природы.
И. С. Никитин
Веял холод в лицо От угрюмых небес, И бог знает о чем Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок.
Г. А. Ладонщиков
Белый снег — снежок Жжется, колется. Выходи, дружок, За околицу.
Побежим с тобой К лесу зимнему, Принесем с тобой Радость зимнюю.
Т. Г. Авлова Снег по области пройдет, На дорогах гололед, Будет резкое паденье Атмосферного давленья.
В понедельник — минус пять, Ветер западный опять. Над заливом скорость ветра Девять с половиной метров.
В. Я. Брюсов
Серебро, огни и блестки, Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черноголые вчера…
Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым, Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым.
Ребята читают тексты и обмениваются своими мнениями. Дети находят, что только в одном тексте — Т. Г. Авловой — не говорится о чувствах поэта, так как в нем рассказывается о погоде, дается информация о явлениях природы: снеге, гололеде, ветре, морозе, атмосферном давлении, а все остальные тексты — художественные. Поскольку дети знакомы с художественными средствами изображения картин, они без труда найдут в тексте слова, рисующие необыкновенную красоту первого снега, который сравнивается с серебром, пухом, жемчугом, а также радость, восхищение и другие чувства человека, вызванные приходом зимы.)
Учитель. Вы верно определили, ребята. Такие стихи называются лирикой.
Обычно этот термин в начальной школе не вводится, однако опыт показывает, что после глубокой и основательной работы над чувствами и настроениями поэтических произведений, которая ведется с учащимися по данному учебнику и программе начиная уже с 1го класса, ознаком
Ление второклассников с понятием о лирическом произведении является просто необходимым. Последовательная предшествующая подготовка детей к данному понятию дает основание надеяться, что на последующих уроках оно будет хорошо усвоено детьми.
(Учитель выписывает на доске значение данного слова из толкового словаря С. И. Ожегова:
«Лирика — вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта».
Ребятам будет небезынтересно узнать, что это слово древнегреческое, оно произошло от слова «лира», т. к. в Древней Греции стихотворные тексты исполнялись под звуки лиры. После этого ребята быстрее запомнят новый термин.)
Учитель. А теперь давайте еще раз назовем тексты, записанные в карточке, которые вы считаете Лирическими.
Дети. — Это стихотворение Никитина…
Брюсова.
Ладонщикова. Учитель. А текст Авловой?
Дети. Нет, он не лирический — здесь не говорится о чувствах.
Учитель. Верно. Такой текст — это просто зарифмованная информация.
3. Закрепление материала
Учитель. В заключение нашей работы на уроке давайте попробуем определить, является ли первое стихотворение, сочиненное Акимом, лирическим? Найдите в нем слова, подтверждающие вашу мысль.
, и ассоциация первого пушистого снега с лапами кота, который якобы принес его.
Учитель. А теперь представим себе, что это четверостишие — просто зарифмованная информация, а не лирическое стихотворение. Как бы вы рассказали о ней своими словами?
Попробуйте это сделать.
Дети. — Прежде всего, в нем не было бы восклицательных предложений.
Я бы рассказала так: «Утром начал падать первый снег. Кот залез в сугроб и оставил на снегу следы».
А я бы сказал немного подругому: «Кот залез в сугроб, снег прилип к его лапам, и кот принес его в комнату».
Учитель. Значит, смысл четверостишия изменился бы?
Дети. Да, изменился бы.
Учитель. Молодцы. Вы хорошо поняли урок.
Дома попробуйте сочинить стихотворение о том, что вас волнует. Вспомните какоелибо событие, которое принесло вам радость или, наоборот, грусть. Расскажите об этом в своем стихотворении.
Если кто не сможет сочинить свое, выучите любой лирический текст.
Беседа по содержанию прочитанного дома рассказа Я. Л. Акима