«Бесприданница» в постановках русского театра
В 20-30-е годы в постановках театром «Бесприданницы» преобладало сочувствие к Карандышеву как к человеку «бедному», затравленному богатыми бездельниками. Он как бы представлял собой тип низовой демократии, которой естественно было сочувствовать в расслоенном классовым антагонизмом обществе. Богатые люди отбирали у него Ларису, и симпатии публики невольно тянулись к нему.
Но в последнее время режиссеры «Бесприданницы» справедливо оттеняют в Карандышеве другую сторону: его отчаянную социальную зависть и смешную амбициозность.
Смешны его потуги собрать в своем доме «избранное общество», жалок его плебейский снобизм. И совсем уж позорен званый обед, задуманный из желания повеличаться перед поклонниками Ларисы.
Островский безжалостен к Карандышеву, когда приоткрывает стыдную механику подготовки обеда. Тут все показное, все мещанская бережливость
Ларисе несносна эта мелочность, но не за нее укоряет она жениха. Она лишь умоляет его не позориться на людях и скорее уехать куда-нибудь в глушь, в леса, к целительной природе. Лариса искренне ищет тишины, уединения, хочет бежать из города от людей и своей несчастной страсти.
Напрасно!
Карандышев глух и жесток к Ларисе. Но, правду сказать, и Лариса не щадит Карандышева. Да, она не любит его, но еще и презирает, третирует с досады, смеется над ним. Ни тени сострадания, терпимости. Раздражение в каждом слове — и романс будет петь, раз он запрещает, и за Волгу поедет наперекор…
Идет нескончаемый поединок. А между тем, если вдуматься, в ее обольщении Паратовым не меньше иллюзии и мишуры, чем в притязаниях на нее Карандышева. Ларису тоже влечет шик Паратова, его мужская бравада, выстрелы з духе пушкинского Сильвио, бретерские замашки.
И, как Караидышеву, ей ненавистна бедность.
Вот почему, когда Карандышев говорит о своих обидах, горько жалуется на людей, которым ничего не стоит «разломать грудь у смешного человека» , он вызывает у нас если не симпатию, то сострадание. И снова в этом предвестие чеховской драматургии: герои не понимают друг друга, а, в сущности, всяк несчастлив по-своему.
Как же далека эта пьеса от обычных понятий о «бытовике» Островском! Она отразила свое время и будто заглянула в XX век. Злая воля отдельных лиц и социальная среда в ней вовсе не исчерпывают причин трагедии.
Есть еще некая «психоидеология», тайная экспансия зла, возникающая будто из ничего, «из воздуха», а в действительности из внутреннего холода, эгоизма, разобщенности людей. Худший итог всего этого — унижение и уничтожение любви.
Драматург Д. Аверкиев вспоминал, что Островский, вслед за Аристотелем, делил пьесы на те, интерес которых составляет действие, и на те, в которых автора занимает характер. В «Бесприданнице» это характер Ларисы. Но такое деление можно дополнить другим. У Островского были пьесы, написанные на готовую мысль, пьесы с заранее внятным результатом, прямым поучением. Таковы «Бедность — не порок», «Пучина» или «Трудовой хлеб».
Но были и пьесы-искания, пьесы с внутренней, неразрешенной до конца проблемой. Не пьесы-ответы, а пьесы-вопросы. Художник и для себя хотел разрешить вставшую перед ним загадку характера, положения или судьбы.
И это как раз самые яркие его взлеты, самые крупные вершины; в полдень жизни «Гроза», ближе к закату — «Бесприданница».
Чем больше живешь, тем больше понимаешь жизнь и тем меньше склонен учить. В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника — мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание постичь ее тайну, понять чересполосицу доброго и худого в людях.
И шаблон готового морализма отлетает в таких случаях, как старая шелуха, освобождая место свободному художественному исканию.
«Бесприданница» в постановках русского театра