Библейские сюжеты и мотивы литературе
Библия существенно повлияла на развитие всей литературы. Христианская вера уже до конца І столетия получила много приверженцев в мире. Во многих европейских странах были основаны христианские общины. Позднее, они были основаны в Малой Азии, Северной Африке, а со временем Христово учение распространилось по всему миру. Библия стала самой популярной книгой и существенно повлияла на развитие мировой литературы.
Она переводилась многими языками, а сюжеты из Святого Писания стали основанием многих произведений. Из ветхозаветных героев большой
Летописец Нестор, который написал «Повесть временных лет», рядом с целостной картиной исторических событий включил богословские трактаты, жития святых, рассказы, легенды, исторические
Новых высот достигает христианская мораль в «Поучении» Владимира Мономаха. Этим «Поучением» киевский князь стремился указать путь в жизни не только своим детям, а и всем христианам. Бог изменяет мир, действует через выдающихся людей.
Особый вес в историческом прогрессе имеет литература, которая способна повлиять на ум и достучаться к сердцу и душе человека. Афонский монах, известный писатель Иван Вишенский из далекой чужбины слал пылкие послания, в которых призвал украинцев иметь крепкую веру и незыблемую надежду в живого Бога. В своих произведениях Иван Вишенский ссылался на Библию, использовал в собственных строках выписки из Святого Письма, обращался к библейским персонажам, раскрывал значение библейских историй.
Иван Вишенский создавал во времена исторических сдвигов, на изломе двух веков, когда в Украине разворачивалась религиозная полемика, в которой Библия была главным критерием истины. В XVI столетии создавали рукописные сборники поучений, в которых живым народным языком передавались евангельские сказы. В Киево-Печерской лавре готовятся сборники разных украинских авторов, в которых писатели в монашеских рясах создавали свои трактаты, рассевая зерна христианской морали.
Уже в его первых произведениях пестреют религиозные переживания. Поэт передает народные представления о Боге, о праведной или грешной душе, а посредником между людьми и Творцом считает народного певца — кобзаря: «Старик спрятался в степи на могиле, чтобы никто не видел, Чтобы ветер по полю слова размахал, Чтобы люди не слышали, так как это Божье Слово, То сердце исподволь с Богом разговаривает, То сердце щебечет Господнюю славу…» .
Поэмы «Тризна», «Большой погреб», «Кавказ», послание «И мертвым, и живым…» начинаются эпиграфами со Святого Писания, а во вступлении к поэме «Еретик» Кобзарь упоминает библейского пророка Езекиила, который проповедовал среди иудеев в V ст. до н. э. и беспощадно высмеивал старание своих земляков откупиться от гнева Божьего ритуальными жертвоприношениями. «Псалмы Давыдовы» Шевченко — это будто небольшой Псалтырь, который является не только высокохудожественным переводом давних религиозных молитв. Это, в первую очередь, заповеди поэта родному народу, гимн Богу: «Псалом новый Господу и новую славу воспоем честным собором, Сердцем нелукавым». В «Легенде о Пилате» опирается на библейскую историю о Каине и Авеле; в поэме «Смерть Каина» неожиданно и трагически звучит мотив утраченного рая; поэма «Моисей» стала отдельной версией известной библейской истории.
XX столетие — это время воинствующего материализма. Насаждалась новая вера в вечную материю, в коммунистический «рай» на земле. В 1918 году Григорий Чупринка писал: «Завтра станет храм базаром и площадью сад; Овладеет Божьим жаром Коммерческий порядок». Казалось, что во время глобального атеизма Вечная Книга будет навсегда вычеркнута из сознания народа, но она продолжала вдохновлять на творчество.
Олег Ольжич, Богдан-Игорь Антонич, Юрий Клен, Николай Зеров и много других талантливых художников снова и снова обращались к Библии, доказывали, что материальный мир является зависимым от мира духовного, а Слово происходит от Творца.
Библейские сюжеты и мотивы литературе