Богатство поэтического наследства Николая Вороного
Он родился в один год с Лесей Украинкой — во время, когда украинское слово преследовалось, унижалось и преступно замалчивалось. На душу украинца — гордую и вольнолюбивую — были наложены кандалы осознания своей «вторичности», маловажности. И орлам не страшны сети, они разбивают их, и смело летают с шумом под небесами. Дух новаторства, непокорности, подхват новых художественных веяний, приближение украинской литературы к восприятию и признанию ее Европой — это все Николай Вороной.
Поэтическое мировоззрение, тонкое понимание
Поэт ищет новые темы и пути их реализации, поднимает в поэтических произведениях важные морально-этические и социальные проблемы. Своим художественным словом призывает каждого поднимать духовность, не быть равнодушными, «вялыми и слабыми» в решении актуальных проблем. Писатель убежден в том, что мотивы лирики, связанные с духовностью, «бремя жизни снимают и душу раем вдохновляют», так как такое творчество
Для писателя во все времена главной была проблема свободы творчества. Только те поэтические строки, которые вызваны собственными богатыми эмоциями, волнуют читателя. Стихи, написанные на заказ, — это позор поэта. Увлечение модернизмом отнюдь не помешало Вороному писать произведения, пронизанные искренней любовью к народу, его традициям, почетом к его рыцарям. Недаром академик А. Билецкий назвал творчество Николая Вороного «явлением высокой художественной ценности».
Поэт был твердо убежден, что никто » поэзию-царицу» не посмеет «бросить в тюрьму», так как нельзя «свободный творческий дух сковать».
Глубоким патриотизмом проникнуто стихотворение «На праздник открытия памятника Ивану Котляревскому», в котором автора «Энеиды» воздвигнут на высокий пьедестал почета, так как его служение родному слову — это настоящий гражданский подвиг, который положил начало возрождению национальной идеи.
Во времена революционных подъемов лирика Вороного не идеализировала новые преобразования, а искренне призывала беречь, предохранять добытую свободу, бороться за «нации права» не словом, а мечом.
В решении морально-этических проблем М. Вороной стоит на позициях народных представлений о чести, совести, порядочности, справедливости, милосердии. В стихотворении «Легенда», обработав старинный мифически-фольклорный сюжет о материнской любви, Николай Вороной представляет нам волнующий и поучительный рассказ о сердце матери, в котором любовь к своему ребенку и чувству всепрощения живут вечно. Это стих-предостережение, стих-приговор тем детям, которые эту истину забыли или не понимают.
Любовь к матери и любовь к Отчизне — вот два сильнейших чувства, которые делают человека непобедимым. В поэме «Евшан-зелье» эта мысль звучит с особой силой. Какие бы испытания не встретились на пути человека, он всегда должен помнить, чьей земли он ребенок.
И сын половецкого хана, взятый в плен еще подростком, на некоторое время забывает родной край, но память сердца оживает, когда юноша почувствовал запах степной травы — евшана. Уже ничто не смогло остановить сына половецких степей на пути к отчему дому.
Выдающийся писатель-новатор Николай Вороной в своих взглядах неоднозначный. Талантливый, неординарный мастер слова, он в украинскую литературу внес поэтические шедевры. Николай Вороной был и критиком, и переводчиком, и искусствоведом.
Именно он является одним из первых представителей литературного направления — символизма, так как его поэзия — это чрезвычайная музыкальность, новые образы, новые мотивы.
Вороной — настоящий поэт, так как считает, что не имеет права быть в стороне реальной действительности, быть равнодушным к страданиям своего народа:
О нет! Я, взял у руки оружие, Иду за гением к бою, Рублюсь с врагом, пою, В песнях к бою призываю Всех тех, что вялые и несильные, Или под укрытием спят равнодушные
Так в стихотворении «К морю» автор проводит параллель между морем и поэтом, указывает на связь между ними: сила и таинственность.
Как ты — необъятное, шаткое, таинственно Как ты — волшебное, как ты — бунтовое, Такая же и душа у певца; Поэтому и к тебе она так благосклонна, Что сетей и кандалов не выносит — и свободная Бушует, как ты, без конца.
Поэтому напрасно предъявляли обвинение М. Вороному в декадентстве, были к нему несправедливы, так как, как видим, он понимал, что поэт — слуга народа, защитник его интересов; создавал для народа, подавая ему надежду и веру.
Во многих его стихотворениях видим образ обездоленной родины, сердце щемит от боли, душа разрывается, ведь он мечтает видеть свою землю, родной народ свободным:
О, родная земля, дорогая моя няня! Почему, припав к твоей груди, Я только плачу, как дитя нуждающееся, А сил не набираюсь, как Антей? Почему надежда, которая взлетит ко мне, Скрывается вдруг прочь с моих глаз?
Вершиной творчества Вороного является поэма «Евшан-зелье», в которой писатель прославляет дух непокорности и свободы. В каждом человеке должно быть самое святое чувство любви к родному краю, к своей земле. В риторическом вопросе он клеймит тех, кто отрекся от своего рода, земли — Украины:
Где же того евшана взять, Того зелья-приворота, Который на определенный путь направит Путь в край свой повернет?!
Вороной оригинален и своими образами, и художественным стилем. Его произведения волнуют нас, очаровывают, так как являются шедеврами украинского символизма.
«Евшан-зелье» — это поэтическая интерпретация легенды о юном половце, которого взял в плен Владимир Мономах. Жизнь мальчика в чужом краю была роскошной: ему ни в чем не отказывали, жил в благосостоянии. Все было бы хорошо, но на Родине половца остался отец, который очень тосковал по сыну и хотел возвратить родного ребенка, так как родительская любовь сильнее всего в мире.
И вот музыкант едет в Киеву за юным господином. Все попытки были напрасны — половец стал русичем. Ни колыбельные, ни победоносные песни не зацепили ни одной душевной струнки, но случилось чудо: почувствовав запах Евшан-зелья, мальчик пробудился от долгого сна.
С запахами у человека связаны острейшие воспоминания.
Вот и запах вольготной, широкой, бескрайней степи возвратил юношу в детство, когда он был еще совсем маленьким, бегал по полям, а Евшан-зелье наполняло эту степь терпким, сладким ароматом свободы. И душа перевернулась… горячая половецкая кровь потребовали свободы, воли, своего собственного дома, своей степи, родины, простора, животворной воли, которая манит, несет, пьянит, дарит счастье.
Николай Вороной сказал, что обязанности каждого человека — это любовь к своей стране, своему отчему дому, своей семье. Вот и половецкий юноша избрал родной край, никакие подарки, никакая роскошная жизнь не заменит родного края. Ему мы можем извинить, он был захвачен в плен, а что сказать о людях, которые бросают родную землю, ищут лучшей, более простой жизни, не очень проникаясь судьбой своей земли, продают ее за «13 сребреников Иуды».
Автор ставит вопрос: где взять евшана? Зелье не поможет, нужны люди, которые любят Украину превыше всего, не важно, какая она, — богатая или бедная, радушная или вражеская, прекрасная или безобразная, добрая или гневная — это не существенно; главное — содержание, а не форма, внутреннее состояние. Действовать, а не говорить.
Слова — они пустые, лишенные смысла, если не подкрепленные делом. Где взять действительно, действующего человека, человека-патриота, для которого горе собственной земли важно, как свое собственное?
Человека, которого вдохнул бы запах степного евшана, который захотел бы превратить свою землю в степь, но не пустошь, широкую, бескрайнюю, свободную, от взгляда на которую хочется орлом полететь к синему небу и с горы созерцать свою землю и радоваться цветущему краю. Душа будет петь от воли, свободы и не будет зависеть от каких-то непонятных химер, которые мы сами насочиняли и говорим, что это препятствия, которые во всем виновны. Но виновен человек, который ничего не хочет сделать для себя самого, не то что для своей страны.
И приходится лететь однокрылым раненным черным вороном над выжженной, обнаженной, распаханной, оскверненной степью…
Богатство поэтического наследства Николая Вороного