В летописях XVII-XVIII ст. отображена освободительная борьба украинского народа против польской шляхты. Возглавлял ее Богдан Хмельницкий. Поэтому Самойло Величко и ставит его в своей летописи центральной фигурой. Автор указывает на характер этой борьбы, дает ей оценку, поэтому его произведение занимает видное место в давней украинской литературе.
Летопись Самойло Величко — большая историческая повесть, которая вмещает в себя ряд рассказов, в основу которых положен исторический материал о героической борьбе народа в 1648-1654 гг.
Начало произведения подается на основе народных пересказов, легенд о Богдане Хмельницком: как он служил кошевым у Потоцкого, как он похитил письма у Барабаша. Величко подробно останавливается на подготовке к бою казаков с врагом, описывает саму битву при Желтых Водах. Писатель прославляет военное умение казаков и их гениального полководца Б. Хмельницкого.
В своей летописи он указывает на силу нашего народа и этим утверждает его победу над врагами. Мы видим подвиг простого люда и его талантливого руководителя. Войско Богдана Хмельницкого получило две победы, но не потеряло силы, не остановилось на достигнутом.
Смерть полководца больно поразила сердца людей. Самойло Величко, сознавая эту непоправимую потерю, пишет: «Умер добрый вождь наш, оставив о себе бессмертную славу…». Как видим, летопись Величко — ценное достояние, которое стало предметом изучения украинскими писателями и историками, источником раздумий над судьбой многострадального народа Украины, поводом для размышлений над решением вечной проблемы взаимоотношений вождя и масс.
Дайджест:
- Самойло ВеличкоСамойло Величко родился на Полтавщине в казацкой семье. Учился, наиболее достоверно, в Киевской академии. Где-то с 1690 г. находится на службе в военной канцелярии при генеральном писаре Василии Кочубеи. С 1702 г. был в казацком отделе, который отправлен в Польшу на помощь королю Августу. В 1705 г. перешел работать писарем в генеральную канцелярию запорожского войска, ... Читать далее...
- Трагедия Украины в казацкой летописи Самуила ВеличкоЛетописание в Украине имело высокое развитие еще во времена Киевской Руси. Развивался этот вид творчества и позже, при других исторических условиях и обстоятельствах. Древнерусские летописи, собственно, и были, как свидетельствуют исследователи, прямыми родоначальниками тех хроник-мемуаров, которые создавались в казацкие времена. Полнее о Хмельнитчине, жизни украинского народа в тот период, его борьбе за свободу и независимость ... Читать далее...
- Казацкие летописиНеоценимое значение для становления новой украинской литературы имели, произведения ХVІІ-ХVIIІ ст. Это казацкие летописи. Испытываешь удивление авторам этих шедевре и гордишься своими предками. Летописцы Самовидец, Грабянка и Величко, очевидно сами были свидетелями всех тех событий, что преимущественно в хронологическом порядке подают эпизоды истории нашего народа. Сначала указывают на те факты, что послужили причиной освободительной борьбы ... Читать далее...
- Богдан Хмельницкий — гетман Украины, выдающийся государственный деятель и полководецХмельницкий приложил много усилий для организации украинского войска, установления дипломатических связей с другими странами, вел непримиримую борьбу с польской шляхтой. О Богдане Хмельницком очень много написано в нашей литературе. Это один из самых колоритных образов в истории Украины, который сделал много для того, чтобы страна была свободной и сильной, потому что в те времена крымские ... Читать далее...
- Краткое изложение Константин Федорович Данькевич. Богдан ХмельницкийБОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ Опера в четырех актах Либретто В. Л. Василевской и А. Е. Корнейчука Действующие лица: Гетман Украины Богдан Хмельницкий Посол Великой Руси Полковник Кривонос Полковник Богун Полковник Ганжа Варвара Соломия Гелена Дьяк Гаврила Тур Нива Журба Лизогуб Кошевой Кожух Шайтан Атаман донских казаков Сотник 1-й беглец 2-й беглец Потоцкий Калиновский Лентовский Комендант Баритон Бас ... Читать далее...
- Центральная фигура немецкого Просвещения — Готхольд Эфраим ЛессингЦентральной фигурой немецкого Просвещения был Готхольд Эфраим Лессинг. В лице Лессинга сливаются две линии, в прошлом далекие друг от друга,- материалистическое свободомыслие и горячее общественное чувство, шедшее снизу, из глубин народа, не получавшее до Лессинга выражение в форме одних лишь религиозных исканий. Лессинг развернул борьбу одновременно против придворного классицизма и против бюргерской религиозной поэзии — ... Читать далее...
- Изображение борьбы народа против иноземного нашествия в казацких летописяхВ истории украинской литературы выдающееся место занимают летописи, главной темой которых было изображение освободительной войны 1648-1654 годов под руководством Богдана Хмельницкого против польско-шляхетских захватчиков. Распространение этого жанра обусловлено тем, что он мог наиболее последовательно и полно отразить знаменитые события. Вершину украинского летописания XVII-XVIII вв. составляют произведения Самовидца, Григория Грабянки и Самуила Величко. Они типично из ... Читать далее...
- Переосмысление В. Стусом истории Украины. По произведению «По летописи Самовидца»В украинской истории, начиная еще со времен Киевской Руси, летописи играли неоценимую роль. Традиция летописания продолжалась также в период казачества и Гетманщины. Летописи Грабянки, Самовидца, Величко свидетельствовали о процессе интенсивного пробуждения нации к жизни и строительства государства, отражали ее героическую борьбу против чужеземцев. Их авторы старались быть объективными, поэтому не скрывали и позорных дел казацкой ... Читать далее...
- Летописи як историко-художественные произведения монументального стиляЛетописание занимает особое место в литературе Киевской Руси. Летописи — это исторические произведения, в которых рассказ велся по годам. Каждый народ помнит свою историю. Много сведений и воспоминаний о прошлом находим в народных пересказах, легендах, песнях, которые передавались из поколения в поколение. Летопись как своеобразная форма литературного произведения выросла на основе устного исторического эпоса. Толчком ... Читать далее...
- Историзм летописиВ летописи полно и отчетливо отразились отличительные черты древнерусской литературы. В ней проявился растущий интерес русского народа к своей истории — глубокий патриотизм, связь письменной литературы с устным народным творчеством и разнообразие способов изложения материала. Исторические сведения, собранные в летописи, богаты. Конечно, достоверность целого ряда исторических сказаний сомнительна, а многие из них представляют собой легенды, ... Читать далее...
- Патриотизм летописиПолитические взгляды и симпатии летописцев были различны. Несмотря на это, вся летопись проникнута одной идеей — утверждением единства Русской земли. Горячий патриот, летописец не устает призывать князей и весь русский народ к защите единства и независимости всего Русского государства. У летописца сильно развито чувство родины и сознание единства всех русских племен. Интересы общерусские он ставит ... Читать далее...
- Летописи как историко-художественные произведенияЛетописи — это исторические произведения, в которых рассказ велся по годам. Эта своеобразная форма литературного произведения возникла на основе устного исторического эпоса. Толчком к началу летописания стали бурные события патриотичного характера в Киевской Руси, а также желание знать прошлое своей отчизны, чтобы полнее осмыслить и понять ее настоящее. Летопись как литературный жанр возник, очевидно, в ... Читать далее...
- Древняя Русь. ЛетописиГлавный источник наших знаний о древней Руси — средневековые летописи. В архивах, библиотеках и Музеях их насчитывается несколько сот, но по существу — это одна книга, которую писали сотни авторов, начав Свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий. Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано Следующее: ... Читать далее...
- Возникновение летописиЛетопись является одним из самых древних видов светской литературы Руси. Первые летописные записи появились в Новгороде в начале XI века. Ранние новгородские записи, ведшиеся по годам, представляют собой краткие сообщения о каких-либо необычных случаях из жизни Новгорода: о битвах, о пожарах, о голоде, о стихийных бедствиях и т. П. Язык этих записей простой, близкий к ... Читать далее...
- Главный источник наших знаний о древней Руси — средневековые летописиВ архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий. Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: » Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 — 17 ... Читать далее...
- Характеристика выдающихся исторических фигур «Истории Руссов»Общая характеристика героя. Центральной фигурой казацких летописей является Богдан Хмельницкий — «яко вольный и значительный шляхты русской сил», известный в чине казаков реестровых, прославленный в оказиях военных против бусурман. Мощь казаков усилилась, когда гетманом был провозглашен Хмельницкий. С. Величко, например, его сравнивает с Моисеем, неоднократно подчеркивая, что и после «смерти продолжает жить образ «данного от ... Читать далее...
- Стиль монументального историзма в летописиЕсли летописным рассказам, восходящим к фольклорным преданиям, был присущ особый эпический стиль, то преобладающим и всеохватывающим стилем в летописании XI-XII вв., а также и во всей литературе этого периода является стиль монументального историзма, В этом стиле проявляется стремление древнерусских книжников судить обо всем с точки зрения общего смысла и целей человеческого существования. Поэтому авторы XI-XIII ... Читать далее...
- Слово в жизни человека. Начало словесного искусства: фольклор и летописиЦель: закрепить изученное раньше об устном народном творчестве; дать ученикам понятия о значении терминов «образное слово», «фольклор»; донести до сознания учеников роль художественного слова в жизни человека, специфику художественного образа; ознакомить их с разными видами искусства; научить детей любить книгу, привить им навыки «культурного чтения». Тип урока: Урок изучения нового материала. Оборудование: Учебник, украинские народные ... Читать далее...
- Богдан Игорь АнтоничБогдан Игорь Антонич родился 5 октября 1909 года в селе Новица на Лемкивщине в семье сельского священника Василия Кота, который незадолго до рождения ребенка изменил фамилию на Антонич. В 1914 года семья Антонич перебралась в Вену, где пробыла четыре года. В 1919 году. Богдан с мамой переехали на Пряшивщину к брату матери, которого вскоре режим ... Читать далее...
- Фигура Кобзаря как воплощение народного духаСудьба чеканила его жизнь в формах трагических. Думая о нем, вспоминаешь слова Стефана Цвейга, который говорил, что мир разума не знает обманчивого понятия числа, и на его весах единое целое восстало против всех, может весить больше, чем многие восставшие против другого… Повстанец Шевченко был гневным языком целого порабощенного народа, в памяти которого дотлевали последние задымленные ... Читать далее...
- Богдан ХмельницькийБогдан Хмельницький — син українського шляхтича Михайла, що був урядником у місті Чигирині й недалеко від Чигирина мав невеликий хутір Суботів. Ще зовсім молодим Богдан вступив до козацького війська. Вже скоро всі помітили, що з нього буде хоробрий і відважний козак-лицар та розумний керівник. Як козацький старшина він брав участь у численних битвах з турками, ... Читать далее...
- Богдан Хмельницький в історії УкраїниБогдан Хмельницький був сином українського шляхтича Михайла, що був урядником у Чигирині й під Чигирином мав невеликий хутір Суботів. Замолоду вчився Богдан у Києві, Ярославі. А потім вступив до козацького війська. І вже незабаром показав, що з нього буде відважний лицар і розумний вождь. Несправедливість, що тоді існувала з боку польської шляхти, Богдан Хмельницький відчув ... Читать далее...
- Центральная проблема романа Владимира Дудинцева «Белые одежды»Роман Владимира Дудинцева «Белые одежды» является попыткой заглянуть в бесконечность человеческой души, дать критерии для распознания добра и зла. Сам автор так пишет о своей книге: «В романе «Белые одежды» я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра ... Читать далее...
- БОГДАН-ІГОР АНТОНИЧ «НА ШЛЯХУ», «НАЗУСТРІЧ». ЄДНІСТЬ ЛЮ ДИНИ І ПРИРОДИМета: Навчити дітей виразно і вдумливо читати поезії; вміти виді — Ляти в них образ ліричного героя, відтворювати його емоції і почуття, порівнюючи із власним образом бачення природи, виховувати бажання самореалізуватися в житті. ТИП УРОКУ: Комбінований. ОБЛАДНАННЯ: Портрет письменника, ілюстрації, зошити, підручники. ХІД УРОКУ І Актуалізація Опорних Знань Учнів 1. Перевірка домашнього завдання. 1) Учень ... Читать далее...
- Фигура героя-полководца в поэме Пушкина «Полтава»Петр I как исторический деятель и как личность — полная противоположность и Карлу XII, и Мазепе. (Карл — «воинственный бродяга», исторический авантюрист, который возмечтал по-своему повернуть ход исторических событий — подчинить себе могучее многонациональное российское государство: «Как полк, вертеться он судьбу принудить хочет барабаном». Изменник Мазепа в своих действиях движим только личными честолюбивыми замыслами, и ... Читать далее...
- «Летопись Самовидца». История авторства и названия произведенияСреди казацких летописей ХVИИ ст. видное место занимает анонимная работа. Издавая эту рукопись в своей типографии, П. Кулиш озаглавил его так: «Летопись Самовидца о войнах Богдана Хмельницкого и о междоусобицах, которые были в Малой России после его смерти». До сих пор еще истинно не известно настоящее имя человека, который прятался за псевдонимом «Самовидец», есть предположения, ... Читать далее...
- Монументальная фигура Угрюм-Бурчеева«История одного города» история угнетения народа и решительное осуждение безропотного смирения, которое и сделало возможным существование насквозь прогнившего реакционного строя. «История одного города» написана от имени глуповских летописцев, запечатлевших важнейшие деяния глуповских градоначальников с 1731 по 1825 год. Сам автор объявляет себя издателем найденной им в глуповском городском архиве объемистой тетради, поясняя и комментируя которую, ... Читать далее...
- «Летопись Григория Грабянки»Г. Грабянка происходит из казацкого рода, учился в Киево-Могилянской академии. Сначала был гадячским сотником, позднее — полковником. Историческая справка относительно написания произведения. Эта летопись посвящена военным действиям, которые происходили в 1648-1654 гг. Впервые она была напечатана в Киеве в 1854 г. Известно, что Г. Грабянка — человек книжный, хорошо осведомленный с летописями польскими и украинскими. ... Читать далее...
- Михаил Булгаков: культовая фигура«Дописать раньше, чем умереть…» М. Булгаков. Михаил Булгаков родился в столице нашей страны. Здесь в Киеве, на Андреевском подъеме, и теперь бурлит творческая жизнь: вдоль дороги можно увидеть десятки лотков с разнообразными сувенирами, картинами, вышитыми сорочками. А напротив — дом № 13 и сам писатель собственной персоной: возле входа в литературный музей стоит памятник Булгакову. ... Читать далее...
- З. Н. Гиппиус самобытная фигура «серебряного века»З. Н. Гиппиус — самобытная фигура «серебряного века»;, яркая поэтесса и мемуаристка, оставившая в книге воспоминаний «Живые лица»; свое свидетельство об этой эпохе. Поэзия 3. Гиппиус — монолог души. Являясь долгие годы женой Д. С. Мережковского, с которым она не расставалась даже на несколько дней, Зинаида Николаевна также находилась под властью религиозных исканий, по-новому смотря ... Читать далее...
Богдан Хмельницкий — центральная фигура летописи Самойло Величко