«БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» ДАНТЕ
«Божественная комедия» — величайшее творение итальянского поэта Данте — вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековье и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих пор и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождение. В творчестве ни одного из художников Средневековья не отобразились особенности этих пор в истории человечества так полно и ярко, как в Данте. Именно его жизнь стала символом жизни средневекового человека-мыслителя, человека-художника,
Почти двадцать лет он стремился возвратить на родину, где был обречен на смертную казнь. За несколько лет до смерти Данте правительство Флоренции объявило амнистию политическим изгнанникам, если они отрекутся своих взглядов. Данте не согласился, и его вторично обрекли насмерть, за жизнь поэта этот приговор не отменили.
Года изгнания были наиболее плодотворными в творчестве Данте, десять из них он отдал созданию «Божественной комедии».
Автор «Божественной комедии», Данте,
Этой цели подчиняется композиция произведения. Он состоит из трех частей: «Пекло», «Чистилище», «Рай». Каждая часть имеет 33 песне, и с первой вступительной вся поэма составляется с 100 песен. В композиции поэмы Данте использует христианскую символику чисел.
Число 3 характерно в христианской символике, именно оно воплощает гармонию. Эту идею он раскрывает не только в количестве частей, а и в строении стиха: «Комедия» написана тристихами. Произведение имеет аллегорическое содержание: абстрактные понятия, мысли автор выражает через конкретные образы и события. Сам образ поэта имеет аллегорический характер, он символизирует душу человека, который ищет истины.
Его странствования по аду и чистилищу нужно понимать как путь к настоящей вере вопреки соблазнам и испытанию.
Уже начало «Комедии» раскрывает неоднозначность содержания произведения. Блуждая в «темном лесу» и потеряв надежду найти «простую дорогую», Данте старается подняться на гору, которой «была на исходе та долина». Темный лес — это и аллегория обстоятельств жизни самого Данте, и политическая ситуация в Италии того времени и т. п.. Холм — царство гармонии и справедливости.
Сначала Данте кажется, что подняться в гору будет очень легко, но ему встречаются разные препятствия: пантера, что является аллегорией предательства, лев — гордость и тирания, волчица — жадность и эгоизм. В ад поэта сопровождает Вергилий. Этот римский поэт-язычник есть аллегория ума.
Когда Данте спускается в ад, запыхается от серного дыма, не в возможности вынести тех страданий, который увидел, его поддерживает Вергилий. Образ Беатриче символизирует любовь, которой поднимает человека, раскрывает безграничную любовь Бог к людям.
Гуманистический пафос поэмы заключается в том, что Данте впервые в средневековой литературе оценивает человека согласно ее земной жизни. 9 кол ада, которые проходит поэт, отбивают его отношение к человеческим страстям. В первом кругу он встречает некрещеных грудные детей и знаменитых язычников, они не страдают, а только тоскуют, так как в христианском мире им нет места в раю. Во втором кругу он видит Паоло и Франческа, влюбленных, которые и в аду не хотят разводиться.
Поэт сочувствует им, и в этом тоже оказался гуманистический пафос: средневековая литература не знала сочувствия к грешникам. В последнем, девятом кругу, поэт видит графа Уголино, это политический деятель, который предал своих единомышленников, за это, на мысль Данте, он имеет наказание аж на самом дне ада. Но даже такой грешник вызывает сочувствие поэта. За измену Уголино и его детей заточили в Пизанскую башню, где они умерли страшной голодной смертью.
Данте осуждает Уголино-Предателя, но сочувствует Уголино-Отцу.
Поэма «Божественная комедия» глубоко национальная, а Данте выступает как патриот Италии, но ее значение еще в Средневековье вышло за пределы национального, она отобразила моральные достижения в свое время и подготовила появление мировоззрения Возрождение.
«БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» ДАНТЕ