Стих Пушкина не отстаивает позиции чистого искусства, как думали критики и поэты 1860-х годов. Он защищает чистоту искусства от навязывания несвойственных ему функций и задач. Если «толпа» этого не понимает, то поэт обречен на одиночество и такую волю помыслов, единственным критерием оценки которых является его собственный суд — суд требовательного художника:
Ты царь: живи один. Дорогой свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить сумеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа тебя бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник. .
Завершает цикл стих «Я памятник себе создал нерукотворный…» В. Непомнящий пишет, что стих этот — «не просто последнее слово или «апофеоз», это — «отголосок», «ответ» на «голос» — обращение к поэту десять лет тому назад в «Пророке»: «Это не «памятник», а отчет о выполненной работе». Вообще, это справедливое замечание.
Мотив «божественного призвания», который прозвучал в «Пророке» и прошел через другие стихи цикла, подытоживается здесь почти формулами:
Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обе не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца.
Из преданности «божественному призванию» возникает гордая независимость поэта и его творчества, которое возвышает его над обществом, государством, временами.
Эта гордая непокорность делает естественной и необходимой оценку поэтом своей работы, так как он «сам свой высший суд»: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим признавал.
Стих обозначен разительной внутренней стройностью: от «непокорного» «подъема» над обществом и временами лирическая мысль двигается к прозрению поэтической судьбы в грядущем, объясняет предсказание требовательной оценкой творчества и приходит — как к итогу и источнику — к «божественному призванию» поэта. Возвращаясь к «Пророку», финальный мотив «Памятника» завершает весь цикл как строфу в органическое целое.
Дайджест:
- Инстинкт красоты душевной в образе ПечоринаНигде так глубоко не раскрывается человечность Печорина, сложность и противоречивость его натуры, его трагизм, как в отношениях его к Вере. Она «инстинктом красоты душевной» разгадала в Печорине то, что было недоступно другим. Она признавалась ему в прощальном письме: «Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин в твоей природе есть что-то ... Читать далее...
- Отражение в лирических песнях душевной красоты народаНародные лирические песни — одно из самых ценных духовных приобретений нашего народа. Эти песни создавались в процессе трудовой деятельности, в них проявились людские надежды и мечты, нашли свое отражение обычаи и верования, стремление к лучшему будущему. Но главное, что ценим мы в народных лирических песнях, это то, что в них отражен характер народа, его доброта, ... Читать далее...
- Польза чтенияСейчас чтение — самый используемый способ передачи информации, а книга — ее носитель. Впрочем, так было всегда, во все времена. Поэтому чтением важно и даже нужно увлекаться, ведь недаром говорят: «Владеешь информацией — обладаешь ситуацией». Но в чем же польза чтения, и есть ли она вообще? Во-первых, постоянное чтение тренирует мозг. Когда ты читаешь, способ ... Читать далее...
- Божественная комедия Данте: критикаСтруктура, смысл, основные философские идеи «Божественной комедии» В знаменитой «Божественной комедии» поэт Данте изобразил путешествие самого себя в потустороннем мире. Произведение базируется на христианской мифологии, на учении о рае и аде, однако художественно переосмыслено. Герой оказывается в разных фантастических местах: аду, который насчитывает девять кругов, чистилище, раю. Данте видит удивительные чудеса, встречается с ангелами, с ... Читать далее...
- Тема красоты в романе «Портрет Дориана Грея» УайльдаВторая половина 19 века в Европе стремится к экспериментам. В Англии на рубеже 70-80-х гг возникло в первую очередь среди живописцев направление прерафаэлитов. Целый ряд художников усваивали приемы ранневозрожденческих художников. Это повлияло и на Оскара Уайльда. Он пишет эстетический роман «Портрет Дориана Грея». В этой книге авторский вымысел не ограничен строго рамками достоверности, и реальность ... Читать далее...
- Бессмертные заветы ЧеловечностиВсе можно оправдать высокой целью — Но только не пустоту души. П. Тычина Милосердие… Как часто мы слышим это слово с экранов телевизоров, видим на страницах газет. Оно неизменно присутствует и в речах политиков. Оно сейчас модно. Но люди, которые так злоупотребляют им, часто сами не понимают, что это такое. Еще опаснее то, что частое ... Читать далее...
- Размышление на тему польза и вред компьютераВ наш бурный век, когда все сферы жизни постоянно усовершенствуются и развиваются, трудно найти дом, офис или предприятие, в которых не было бы компьютера. Трудно найти и человека, даже среди детей дошкольного возраста, который не имел бы самых простых навыков работы с этой умной машиной. То, что еще несколько десятков лет назад казалось чем-то непонятным, ... Читать далее...
- Выводы о ценности человечностиТакой маленький, но трогательный эпизод описан Ю. Мушкетиком. Тем не менее, в нем так хорошо раскрылись характеры людей. Мальчик, хоть и был маленьким, и понял, что стыдно брать деньги у солдат, которые едут на фронт и, возможно, не возвратятся, как его отец. Доброта, милосердие, чувство признательности к мужественным защитникам отчизны победили в детском сердце желание ... Читать далее...
- Компьютер — вред или польза?Компьютер — вред или польза? Вот вопрос, над которым рассуждает автор текста. В своей статье Л. Сидорчук пытается выяснить, каково влияние компьютера на каждого из нас. Приводя интересные примеры, он пытается обсудить с читателями разные подходы к данному явлению. Однако автор и сам не находит однозначного ответа на свой вопрос, так как с одной стороны, ... Читать далее...
- Актуальная ли «Божественная комедия» в наше время?Пример сочинение размышления от первого лица. Как часто мы жалуемся, что не знаем, как совершить, и не знаем у кого просить совета. Мы грустим, что нашего опыта не хватает для того, лишь бы решить какие-то проблемы, сделать правильный выбор, проанализировать ситуацию. Но же на самом деле мы имеем вволю источников, откуда можем черпать жизненные знания, ... Читать далее...
- А. Е. Измайлов. Происхождение и польза басниПопробуйте порассуждать о том, чем полезна басня. Может быть, в этом вам поможет баснописец — современник Крылова Александр Ефимович Измайлов. Ответить на поставленный вопрос о полезности басен поможет и Эзоп. В одном из изданий его произведений вместо пролога помещена басня «Прометей и люди». Приведем одно из ученических рассуждений. «Чем полезна басня? Басня — это такое ... Читать далее...
- О душевной чуткости человекаДушевная чуткость человека и доброта — вот проблема, которую рассматривает Л. Улицкая, повествуя об обычной житейской ситуации. Этот серьезный вопрос, несомненно, относится к разряду морально-этических. Во все времена душевная чуткость и доброта почитались в мире. Американский писатель, публицист и философ Генри Торо писал: «Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Л. Улицкая, рассказывая ... Читать далее...
- Описание красоты природыОпределение красоты как идеи воплощенной первым своим словом устраняет тот взгляд, по которому красота может выражать всякое содержание, а вторым словом исправляет и тот взгляд, который хотя и требует для нее идеального содержания, но находит в красоте не действительное осуществление, а только видимость или призрак идеи. В этом последнем воззрении прекрасное как субъективный психологический факт, ... Читать далее...
- Что дало основание Белинскому назвать Пушкина «Провозвестником человечности»Что дало основание В. Г. Белинскому назвать Пушкина «Провозвестником человечности»? Повесть «Капитанская дочка» была закончена в 1836 г. Пушкин в 1833 г. совершил поездку в Оренбургскую и Казанскую губернии для изучения материалов, связанных с историей восстания Пугачева. Работа с архивными материалами, беседы с местными жителями, еще помнившими об этих событиях, произведения фольклора автор использовал при ... Читать далее...
- «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» ДАНТЕ«Божественная комедия» — величайшее творение итальянского поэта Данте — вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековье и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих пор и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождение. В творчестве ни одного из художников Средневековья не отобразились особенности этих пор в истории человечества так полно и ярко, как ... Читать далее...
- Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?Эпоха компьютеризации — это время, в котором живет современный человек. Просто одним нажатием клавиши человеком находится любая интересующая его информация. Неужели XXI век положит конец потребности в книге? Нет, конечно, никакому компьютеру не под силу Заменить счастливые моменты общения с книгой, ведь она исполняет роль замечательного друга, наделяя людей духовностью. С ее помощью развеваются наши ... Читать далее...
- Тема душевной стойкости и предательства в повести СотниковВ. Быков — повесть «Сотников». Тема душевной стойкости и предательства, расширение понятия «героизм» характерны для повести В. Быкова «Сотников». В произведении нет ни грандиозных танковых сражений, ни сцен впечатляющих боев. Все свое внимание писатель уделяет внутреннему миру человека на войне. Вспомним сюжет повести. Зимней ночью двое партизан, Рыбак и Сотников, отправляются в путь. Они должны ... Читать далее...
- Есть ли на войне место милосердию и человечности?Сострадание и милосердие — вечные нравственные категории. В Библии заключены основные требования к человеку верующему: любовь к ближнему, сострадание к страдающему. Есть ли место милосердию и человечности на войне? Конечно, есть. Солдаты пытались после боя помочь раненым друзьям, бойцы сострадали тем, кто оставался на родной земле после ухода войск, милосердием проникнуто отношение людей к детям, ... Читать далее...
- Что дало основание В. Г. Белинскому назвать Пушкина «провозвестником человечности»?Гуманизм, человечность — это категории истинного человеколюбия. Но чтобы людей полюбить, нужно их понять. И в этом, на мой взгляд, А. С. Пушкин достиг высокого мастерства. Поэт, писатель, драматург, он тонко чувствовал душу народа, не случайно большинство его романов, повестей и пьес считаются психологическими, так как в них заложен тот нерв, который трогает каждого и ... Читать далее...
- Воплощение в образе Маруси Чурай моральной красоты народаКогда хотят что-то хорошо сказать о народе, то рассказывают о его земле, горах, лесах и реках. Вспоминают, каких великих людей дала эта земля миру. Творчество Лины Костенко — пример благородного служения поэзии и народу. Она пишет о встревоженной душе человека, изображает ее борьбу и порывы к счастью сквозь беспросветные тучи и безнадежно искалеченную жизнь. От ... Читать далее...
- Сохранение человечности в самых страшных условиях. По тексту В. Тендрякова То была первая тихая ночь в разбитом СталинградеИзвестный писатель Владимир Тендряков в своем тексте задается вопросом: как сохранить человечность в драматических условиях? Герой рассказа Тендрякова, бывший фронтовик Аркадий Кириллович вспоминает один из страшных эпизодов минувшей войны. После тяжелого сталинградского сражения загорелся немецкий госпиталь, где находилось много раненых. За этой картиной наблюдали советские бойцы и взятые в плен немцы. Наши воины не злорадствовали, ... Читать далее...
- Тема поэта и поэзии в лирике А. С. ПушкинаТема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Для А. С. Пушкина тема поэта и его призвания была одной из центральных в творчестве. Вся лирика данной тематики носит характер исповедальности и выстраданности. Само творчество воспринимается поэтом как дар, данный свыше, который требует от художника жертвенности. Многие стихотворения на тему поэта и поэзии создаются А. ... Читать далее...
- Собор как символ духовной красоты человекаКаждое выдающееся произведение находит свое место в литературе в зависимости от того, как оно обогащает наше понимание красоты и назначения человека, какие затрагивает актуальные вопросы. «Собор» — шестой роман Олеся Гончара, писателя, увенчанного всеми возможными наградами. Произведение нанесло большой удар тоталитарному режиму. Оно исполнило роль не столько инструмента развала, сколько единения, соборности сил украинства для ... Читать далее...
- Жанр, сюжет и система образов в поэме «Божественная комедия»Величайшим произведением Данте стала «Божественная комедия», приблизительные хронологические рамки которой — 1300-1321 гг. Над этим главным произведением своей жизни поэт работал много лет и вложил в него весь свой внешний и внутренний опыт. Свою работу он смог закончить в последние месяцы жизни. Данте назвал свою поэму «Комедия» , имея в виду ее «средний стиль», счастливый ... Читать далее...
- Божественная комедия характеристика образа ВергилияВергилий — один из центральных персонажей поэмы. В. выступает в ней в роли проводника Данте в его путешествии по Аду и Чистилищу. Доведя поэта до вершины Чистилища, В. исчезает, и спутником Данте в путешествии по Раю становится Беатриче. Поэт, он же рассказчик, называет В. «благим отцом» и «наставником знанья». Постоянное местопребывание В. — лимб, где ... Читать далее...
- Божественная комедия характеристика образа ДантеДанте — центральный персонаж поэмы, повествующий обо всем увиденном от первого лица. Д. в поэме принадлежит внешне пассивная роль, он словно выполняет повеление грозного ангела из «Апокалипсиса»: «Иди и смотри!» Абсолютно доверившись Вергилию, Д. может лишь послушно следовать за ним, смотреть на картины ужасных мучений и то и дело просить Вергилия, чтобы тот истолковал ему ... Читать далее...
- Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Т. Г. ШевченкоТарас Шевченко как истинный патриот своего народа гордился принадлежностью к «стране казаков» и вдохновенно воспел знаменитейшее украинское казачество. Героические события и характеры возникают в исторической поэме Тараса Шевченко «Тарасова ночь» — рассказа о победе казаков во главе с Тарасом Федоровичем Трясилом над войском Конецпольского. Чаще всего в «Кобзаре» мы встречаем обобщенный образ казака, который большей ... Читать далее...
- Тема поэта и поэзии в творчестве ПастернакаРазмышляя О природе поэтического творчества, В. Пастернак писал: «Современные течения вообразили, что искусство — как фонтан, тогда как оно губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться. Они сочли, что оно может быть разложено на средства выразительности, тогда как оно складывается из органов восприятия. Ему следует всегда быть в ... Читать далее...
- Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Т. ШевченкоУченическое произведение как истинный патриот, Шевченко, бросая взгляд в прошлое украинского народа, обращался к героической истории своих предков. В прошлом его увлекала прежде всего борьба за свободу, казацкая отвага. Героями его произведений становятся Тарас Трясило, Иван Подкова, Гамалия. В поэме «Гамалия» Шевченко рассказывает о походе запорожских казаков в Турцию. Начинается поэма песней-плачем запорожцев, страдающих в ... Читать далее...
- «Божественная комедия» О чем повествует? Что является особенностью?О чем повествует «Божественная комедия»? «Божественная комедия» повествует о том, как поэт в поисках жизненного пути спускается сначала в Ад, проходит все его круги, затем поднимается в Чистилище и попадает в Рай, таким образом постигая весь Универсум. Что является особенностью «Божественной комедии»? Произведение это создано на границе средневековья и Возрождения, когда господствовала несколько иная эстетика. ... Читать далее...
«Божественная» польза поэзии — в ее человечности, просветлении душевной красоты