Братство свободы и радости — лирическая поэзия вагантов
Представление о лирической поэзии расширяется знакомством с творчеством вагантов. Дело в том, что эпоха крестовых походов резко подняла спрос на грамотных людей. Соборные школы и первые университеты в ответ на это стали выпускать все больше и больше просвещенных клириков, и довольно быстро количество интеллигенции выросшее настолько, что молодым людям все тяжелее было найти себе приход, учительскую кафедру или службу в канцелярии. Это была первая в истории Европы ситуация излишка просвещенных людей.
В поисках работы они странствовали,
Второй акцент делаем на том, что поэзия вагантов была написана на латинском языке. Это объясняется тем, что латынь была не только языком католической церкви, а и языком науки и образования, и хотя ваганты жили среди народа и общались французским, немецким или другим из существующих тогда языков, да и способ их жизни мало чем отличался от народных певцов и рассказчиков, тем не менее стихи они писали латынью, считая ее признаком своего культурного аристократизма. Кроме того, студентов, которые к тому времени без препятствий меняли места обучения, переходя с одной
Третий акцент — анонимность поэзии вагантов. Конечно, эта анонимность не означает, что здесь не было индивидуального творчества: здесь, как и везде, единицы создавали новое и оригинальное произведения, десятки размножали их своим наследованием, а сотни перерабатывали и переписывали уже созданное. Большинство таких стихов и песен рассеянно в латинских рукописях и сборниках.
Богатейший из них «Бурсацкие песни», составленный в Южной Германии в XIII ст., начисляет свыше 200 стихов.
Тем не менее три имени, которые принадлежат к трем поколениям вагантов, дошли к нам. Это Гугон на прозвище Примас Орлеанский. Слава о нем ходила всей Европой, а имя его было легендарным. Из трех десятков его стихов можно вывести историю его странствующей жизни. Второй выдающийся поэт известный лишь за прозвищем Архипиит и десятью стихами, написанными в 1161 -1165 гг.
За его же словами, он был из рыцарского рода и пошел «в поэты» лишь через любовь к «словесности». Его перу принадлежит знаменитая «Исповедь» — один из известнейших стихов, популярный в студенческой среде и сегодня. И, в конце концов, третий классик лирики — Вальтер Шатильонский.
Большинство его стихов — сатирические; они разоблачают корыстолюбие высокопоставленных церковников и их равнодушие к знаниям.
Серьезные жанры духовной словесности под их пером превращались в пародийные произведения. Ваганты остроумно, задорно высмеивали лицемерие, разврат, вымогательство духовных лиц, называя священнослужителей «волками в овечьих шкурах», самую церковь сравнивали с блудницей, а папский Рифм — с грязным базаром. Церковники, конечно, преследовали вагантов, бросали к тюрьмам, даже казнили. И, казалось, бурсацкой дерзости не было границ. Поэзия вагантов тесно связана со средневековой народной культурой, высочайшим проявлением которой были карнавальные праздники.
Как и карнавал, эта поэзия создает рядом с миром жестокой повседневности особый, другой, мир. Так возникли пародии и травести — ценнейшее достижение творчества странствующих поэтов. Обратившись к определению этих жанров, следует привести яркий отрывок из такого произведения, обозначенный колоритными ситуациями, преисполненный иронии и шутки, как вот:
…Адам призадумался, лиг в уголку. Пришел Господь, его возбудил, Да и. говорит: «Где ты дел рубашку? «Я, отцу, вчера потерял!» «Неправду говоришь ты, племянник! Я знаю, где уже вы были!» «Прости мне и Еви, Бог, Так как мы рубашку пропили…»
Размеры и строфика духовных пений использовались вагантами для восхваления беззаботной жизни, веселой проведения времени в кабаке за игрой у карты, для воспевания достоинств и обворожительности любимой, для изобличения жадности и лицемерия высокопоставленных церковников. Кроме церковной поэтической традиции, источниками лирики вагантов была римская поэзия, прежде всего лирика «певца любви» Овидия и народная обрядовая поэзия.
Братство свободы и радости — лирическая поэзия вагантов