Будем добрее друг к другу по произведениям о школе и школьниках

Меня взволновала повесть В. Тендрякова «Ночь после выпуска». В ней учителя много спорят о своей работе, о том, как надо воспитывать детей. Завуч Ольга Олеговна выносит приговор старейшей учительнице школы Зое Владимировне, которая более сорока лет преподает литературу.

Но ее не любят, хотя она всю жизнь отдала школе.

Вещий Олег говорит: «Я давно наблюдаю за вами и пришла к выводу — своим преподаванием вы в конечном счете плодите невежд». В ответ Зоя Владимировна вспоминает случай, когда она встретила своего бывшего ученика

Сенечку Лукина. Тот был самым плохим учащимся, и учительница отдала целый кусок жизни, чтобы хоть чему-то его научить.

И вот Сенечка ей в «благодарность» сказал: «Чтой-то у вас, Зоя Владимировна, пальтецо немодно, извиняюсь, сколько в месяц заколачиваете?.. Я ныне на тракторе, выходит, вдвое больше вас огребаю — мотоцикл имею, хочу дом построить…»

Учителя ли виноваты в том, что им платят так мало? Их нам пожалеть надо, а мы от них, не знаю чего требуем! Мне кажется, что на таких, как Зоя Владимировна да Ольга Олеговна, все образование держится.

Да, наши учителя далеки от совершенства, но они вечные труженики.

Зое

Владимировне в чем-то сродни и героиня повести Э. Пашкова «Белая ворона». Пожилая учительница Анна Федоровна вынуждена конфликтовать с классом. Она считает, что нынешнее поколение — это поколение эгоистов, жестоких и умненьких, в лучшем случае, вежливых, но таких, которые не чувствуют чужой боли.

Конечно, не все из нас эгоисты. Но во многом учительница права. Школьники относятся к преподавателям наплевательски, если не боятся их; а уважение рождается чаще всего из страха. Многие ученики считают, что только педагоги должны для них все, а они — ничего.

Сегодня учителя начинают бастовать, многие покидают школу. Что будет с ней без учителей, кто будет учить наших детей?

Интересно посмотреть, какими рисуют писатели школьников. Лучше всего, думается, обратиться к упоминавшейся повести В. Тендрякова. Одна сюжетная линия заключается в том, что шестеро выпускников взяли бутылку сухого вина и пошли ночью после выпускного вечера отметить окончание школы.

И вдруг рождается мысль сказать друг другу по очереди все-все, что они думают друг о друге.

Начали с Генки Голикова, самбиста, городской знаменитости, который защищал от хулиганов всех слабых. Он, кажется, и предложил начать откровенничать. И вдруг случилось… Ребята словно только и ждали, чтобы вылить на товарища самое грязное.

И тихая, добрая Вера, и красавица Наташа, по которой Генка вздыхал, и художник Игорь, и отличница Юлечка — все наговорили самое плохое о Генке. И даже гитарист Сократ Онучин не сумел найти доброго слова для друга. А ведь еще в детстве все читали про Карлсона, который учил, что человеку нужно говорить что-нибудь хорошее каждые пять минут.

Рассвирепевший Геннадий, еще полчаса назад настроенный к товарищам отлично, в свою очередь такое ответил «друзьям», что все посчитали себя оскорбленными. Голиков уходит. И вдруг Сократ рассказывает, что местный хулиган Яшка Топор, которого Генка победил в открытой борьбе, собирается заманить того в укромное место, напасть со своей бандой и там убить.

Как же ведут себя друзья парня, которому грозит страшная опасность? Наташа, которой после Генкиных рассказов стыдно появиться на улице, открыто радуется, что Гену убьют. Игорь тоже умывает руки. Вера колеблется. Онучин боится хулигана.

И только Юлечка Студенцова, маменькина дочка, вдруг заявляет, что предупредит Генку. Ее решимость делает свое дело. А тут Онучин добавляет подробности замышленного злодейства: как убийцы задумали спрятать тело на свалке, где лежат ядовитые отходы, куда и ходить-то запрещено.

А потом это место зальют цементом.

И только после этого ребята вдруг представляют, какое же страшное предательство они готовы были совершить. И больше всех настаивающая на расправе с обидчиком Наташа сама решается идти предупредить Гену. Мы верим, что между ней и ним возникнет настоящая любовь, а дружба ребят восстановится.

Но ведь не будь Юли, могло случиться непоправимое. Как бы тогда они жили с таким грузом на совести, как бы смотрели в глаза друг другу?

Я думаю, что все это произошло только потому, что ребята, прожив семнадцать лет, не поняли, что нужно быть добрее друг к другу, к родителям и учителям. Лучше промолчать о недостатках товарища, чем жестоко оскорбить его. Надо научиться и нам прощать других.

Школьники, изображенные в повести «Ночь после выпуска», считались одними из лучших в школе. А что же говорить о других, хулиганах, бессердечных, бесчеловечных… Мне вспоминается фильм «Дорогая Елена Сергеевна», где рассказывается, как выпускники, стремясь получить незаслуженные оценки, совершают такие безобразные вещи, такие циничные поступки, что доводят учительницу до трагедии.

Человека, который отдал им все силы…

Мне очень хочется, чтобы мы все стали добрее друг к другу.

Хорошо, если этот пример научит ваших учащихся страстности, умелому подбору языковых средств у автора сочинения «Будем добрее друг к другу». Но нам бы хотелось, чтобы вы обратили внимание не только на эти и другие достоинства работы, но и предложили бы им подумать бы над проблемой, которую ученик поднимает: «Не требуйте от школы слишком многого. Помните, что учителя — это обычные люди, которым нелегко живется. И сопоставьте: может ли в стране, где остановлены гигантские предприятия и нет денег на самое необходимое, школа быть лучше других учреждений?»




Будем добрее друг к другу по произведениям о школе и школьниках