Будущее человечества в повести Стругацких «Волны гасят ветер»
Однако в последней повести трилогии, «Волны гасят ветер», Стругацкие вновь возвращаются к утопической мечте о цивилизации, о «монокосме», в котором человеческое сознание освобождается от телесной оболочки и вступает в свободный контакт с любым интеллектом во вселенной: «Индивид Монокосма не нуждается в творцах. Он сам себе и творец, и потребитель культуры». Сюжет этой повести строится как система загадок, которые тщетно пытается разгадать молодой сотрудник КОМКОНа Тойво Глумов под руководством своего шефа Максима Каммерера.
Интересно,
Парадокс сюжета состоит в том, что Тойво Глумов оказывается одним из Странников, ибо Странники — по замыслу Стругацких — это не враждебная людям цивилизация, а новая фаза в эволюции человечества. И загадочные случаи, расследуемые Тойво, на самом деле являются экспериментами по выявлению
Конечно, качество утопии Стругацких существенно изменилось по сравнению с 1960-ми годами. Здесь уже нет веры во всесилие науки, это, скорее, нечто подобное утопиям Н. Федорова или античных гностиков58: на первый план выдвигается не совершенствование социального устройства, а «вертикальный прогресс» — религиозная идея о бессмертии духа и квазинаучная идея о бесконечной эволюции человеческого сознания.
Коротко говоря, результат их тридцатилетней художественной практики можно определить как гуманизацию и восстановление авторитета утопии, казалось бы, навсегда скомпрометированной в русской культуре кошмарами коммунистического ГУЛАГа. Исключительная популярность Стругацких не только среди поколения «шестидесятников», но и в поколениях «застоя» и посткоммунизма свидетельствует о том, что избранный этими писателями путь отвечал глубоким психологическим потребностям общества в период распада тоталитарной идеологии и тоталитарного сознания. Распада, не завершившегося и поныне.
Будущее человечества в повести Стругацких «Волны гасят ветер»