Бунин, Жизнь Арсеньева. Опишите приемный экзамен в гимназию
Бунин, Жизнь Арсеньева. Опишите приемный экзамен в гимназию Когда, по утверждению рассказчика — Алексея Арсеньева, он вступил в «сознательную жизнь»? Алексей «незаметно» вступил в сознательную жизнь и ощутил это внезапно, случайно заглянув в трюмо и увидев в нем с удивлением и даже некоторым страхом довольно высокого, худощавого, стройного мальчика в коричневой косоворотке.
Он много раз видел себя в зеркале, но только сейчас заметил и осознал, что вырос, и был удивлен и даже напуган этим.
Его волнует многое: перемена,
Алексей вспоминает об иллюстрациях в тех книгах, которые он читал в детстве, — они запомнились ему на всю жизнь. Остались ли и у вас воспоминания об иллюстрациях давно прочитанных книг? Мне особенно запомнились иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, выполненные художником И. Билибиным.
Прекрасно иллюстрировал «Мертвые души» А. Агин. У каждого моего
Согласны ли вы с Алешей Арсеньевым, что знакомые строки «У лукоморья дуб зеленый…» так хороши, что их заслуженно можно назвать «колдовскими»?
Совершенно согласен с Алешей Арсеньевым, что строки «У лукоморья дуб зеленый…» завораживают своим очарованием, настоящим колдовством слова, поэтичностью художественной речи. В прологе к «Руслану и Людмиле» собраны известные с детства образы из волшебных сказок. Пушкин нарисовал таинственно-сказочную картину с «неведомыми дорожками» и «следами невиданных зверей». Хочется читать и перечитывать вслед за юным героем подлинно волшебные и таинственные строки, вводящие в чарующий колдовской мир: «Там лес и дол видений полны…» Важно отметить, что Бунин писал свою «вымышленную автобиографию» в зрелом возрасте, и тем дороже для него воспоминания детства и юности.
И потому очарование пушкинского пролога к «Руслану и Людмиле» — это и очарование ребенка, и очарование вспоминающего детские годы взрослого писателя.
Как Алеше удается доказать, что «Страшная месть» Н. В. Гоголя утверждает торжество справедливости? Убедил ли он вас в этом?
Он видит торжество справедливости в удовлетворении чувства «священнейшей законности возмездия», а это, по его мнению, означает конечное торжество добра над злом; и зло должно караться с предельной беспощадностью. Такое понимание нравственности связано у Алеши с верой в Бога, совершающего справедливость возмездия. В представлении героя возмездие «повергает человека в сладкий ужас и трепет и разрешается бурей восторга как бы злорадного, который есть на самом деле взрыв нашей высшей любви к Богу и к ближнему».
Опишите приемный экзамен в гимназию. Что спрашивали у Алеши? Знаете ли вы, кто такие амаликитяне?
Как отнесся к этому вопросу отец Алеши?
Приемный экзамен описан кратко. Мы только знаем, что Алексей дома готовился к нему три года. Он был несложен: надо было помножить пятьдесят пять на тридцать, рассказать, кто были такие амаликитяне, четко и красиво написать фразу и прочитать стихотворение Пушкина «Румяной зарею покрылся восток…». Рыжий в очках учитель предусмотрительно прервал чтение стихотворения, когда Алексей дошел до чтения эротических строк. Что касается амаликитян, то это кочевое племя в Палестине.
Слова отца говорят о ненужности, чуждости многого из того, о чем спрашивали Алешу на экзамене. Да и сам он видел в гимназии много ненужного.
Опишите первый бал, на котором удалось побывать герою. Сочувствуете ли вы его переживаниям и понятны ли они вам?
Это был бал в женской гимназии. Стояли морозные дни. Во дворе женской гимназии выравнивали сугробы по бокам проезда к парадному крыльцу и сажали в два ряда нарядные густые свежие елки.
Навстречу Арсеньеву и Глебочке шли гимназистки в шубках и ботинках, в хорошеньких шапочках и капорах, с длинными посеребренными инеем ресницами и лучистыми глазами, некоторые из них приветливо звали на ходу: «Милости просим на бал!» Эти девочки пробуждали в герое первые чувства, чувства, «которым суждено было впоследствии владеть мной с такой силой…».
Бал пробудил в Арсеньеве целую гамму воспоминаний. Он был нарядным, красивым, легким и ловким гимназистом в новом синем мундирчике и белых перчатках. Он радостно мешался в нарядной девичьей толпе, носился от радости по коридорам и лестницам, скользил по паркету среди танцующих. Он вспоминал огромную залу, залитую жемчужным светом люстр, хор с торжествующими громами военной музыки.
Он дышал тем душистым зноем, которым дурманят балы новичков. Каждая девочка, детали ее внешности и одежды волновали юного героя, очаровывали его.
Из воспоминаний Арсеньева неясно, танцевал ли он сам или только в радостном вихре носился среди танцующих. Самое главное в этих воспоминаниях — передача чувства, настроения входящего в пору «юности мятежной» героя, от лица которого ведется повествование. Эти чувства светлые, радостные, захватывающие все существо Алексея.
И как бы ни менялись времена, они становятся понятными и новым поколениям, нынешним старшеклассникам. Очень хочется, чтобы наши школьные вечера назывались балами, а не дискотеками, потому что бал — это праздничное действие, которое символизирует вхождение в неизведанное, открывает новые, благородные чувства. Понимая переживания Арсеньева, мы немного завидуем ему.
Попробуйте дать собственный комментарий к стихотворениям Пушкина, о которых говорится в тексте. Используйте опыт рассуждений, которые вы нашли на страницах произведения Бунина.
Привлекает восторженность мальчика произведениями русской поэзии, особенно стихами Пушкина, без которых он уже не мыслил своего существования и которые органически вошли в его жизнь, сопровождая повседневные наблюдения, заботы, просто созерцание картин собственного быта. Мы чувствуем, что особенно Алексея привлекают картины природы, созданные Пушкиным, которые углубляют поэтический характер восприятия им окружающей действительности.
Бунин, Жизнь Арсеньева. Опишите приемный экзамен в гимназию