Быт и нравы барской Москвы
А. С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и в период революционного движения декабристов.
Высокообразованный и воспитанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский характер, душевную красоту и живой ум русского человека.
Грибоедов очень любил Россию. Эта любовь к Родине сочеталась в его душе
Эти черты характера и мировоззрения Грибоедова отразились в комедии «Горе от ума». В ней автор выступил с резкой критикой самодержавно-крепостнического строя. В образе Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал человека передовых взглядов, презирающего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения.
Чацкий — молодой, культурный, высокообразованный человек, недавно вернувшийся из заграничного путешествия.
Но таких людей, как Чацкий, в то время было еще немного. В комедии «Горе от ума» герой показан во враждебном окружении. Вокруг него процветает мир Фамусовых, скалозубов, молчалиных и загорецких, с его мелкими целями и низкими стремлениями.
Грибоедов обнажает и подвергает критике все основные недостатки тогдашней России: безнравственный облик крепостников, паразитизм дворянства, его отсталость и консерватизм. В комедии много действующих лиц, представляющих московское дворянское общество. Дополняют их также вне сценические персонажи: Максим Петрович, Татьяна Юрьевна, Марья Алексевна и другие. Это позволило включить в пьесу и придворные круги.
Таким образом «Горе от ума» дает широчайшую картину жизни России начала XIX века.
Основной противник Чацкого Фамусов — богатый крепостник, защитник самодержавно-крепостнического строя, типичный представитель барской Москвы. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками.
Иначе говоря, презирает их.
Чацкого возмущает барская Москва, которая ценит в людях лишь чины и богатство. «Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара», — говорит Фамусов. А далее он добавляет:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячи две родовых,
Тот и жених.
Чацкий выступает против тех, кто к службе относится формально, бюрократически. Если Фамусов считает: «подписано, так с плеч долой», то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».
К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — он считает, что нужно служить «делу, а не лицам».
Чацкий уважает таких молодых людей, которые не торопятся записаться «в полки шутов».
Ярким примером такого «шута» является подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым, привыкшим угождать «всем людям без изъятья». Еще отец учил его этому:
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для избежания зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была!
Все в Молчалине: поведение, слова, — подчеркивают малодушие человека, стремящегося сделать себе карьеру, «не разбираясь в средствах». Он бессовестно обманывает Софью, которую любит «по должности». Чацкий с горечью замечает: «Молчалины блаженствуют на свете!»
Грибоедов смело выступает против палочной муштры, аракчеевщины в армии. Так, полковника Скалозуба интересуют только чины и награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его товарищи погибли:
Довольно счастлив и в товарищах моих —
Вакансии как раз открыты!
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени: «Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки» — так характеризует его Грибоедов. Скалозуб — враг просвещения и науки. «Ученостью меня не обморочишь», — говорит он, приветствуя проект, по которому в школе будут учить только шагистике, «а книги сохранят так: для больших оказий». Но не только один Скалозуб выступает против просвещения, знаний, науки.
Все фамусовское общество не любит просвещенных людей. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений», — говорит Фамусов. А богатая старуха Хлестова, говоря об образовании, заявляет:
И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев…
Образы комедии глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова плут Загорецкий и все прочие — типичные представители барской Москвы. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое.
Мы видим, как это общество преклоняется перед всем иностранным. Чацкий осуждает это «пустое, рабское, слепое подражанье». Его возмущает, когда какой-то «французик из Бордо», приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев!
В этих словах и любовь к русскому народу, и призыв к борьбе за национальное достоинство.
Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную, красивую и мечтательную девушку. Воспитание француженок-гувернанток привило Софье много отрицательных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в барской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Ее природный ум и доброта не могли получить в фамусовском обществе должного развития. Поэтому она и предпочла Чацкому Молчалина, не сумев распознать настоящую любовь.
Чацкий же любит Софью. «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног», — говорит он. Но Софья отталкивает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит:
Другой найдется, благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Достоинствами, наконец,
Он будущему тестю равный.
В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха» . Софье, по заключению Гончарова, «тяжелее даже Чацкого».
Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю протеста в дворянской среде. Передовые люди того времени, наоборот, горячо приветствовали появление комедии «Горе от ума». В. Г. Белинский писал: «Какая убийственная сила сарказма, какая едкость иронии, какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства…
Какие Типические характеры; какой язык, какой стих — энергический, сжатый, молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по всем концам земли русской!»
Комедия «Горе от ума» и сейчас не утратила своего значения. Вместе с автором мы по-прежнему смеемся и негодуем. Грибоедов подверг критике не только недостатки своего времени, он выступил против всего косного и ничтожного, за передовое и благородное.
И нам ценна горячая вера писателя в Россию, в свою Родину.
Быт и нравы барской Москвы