Быт и характер пяти помещиков в поэме «Мертвые Души»
Центральное место в поэме Гоголя «Мертвые души» занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Главы расположены в особой последовательности по степени деградации героев. Образ Манилова как бы вырастает из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Он оторван от жизни, неприспособлен.
Его дом стоит на юру, «открытом всем ветрам».
В беседке с надписью «Храм уединенного размышления» Манилов, строит планы провести подземный ход и
Мужики пьянствуют, ключница ворует, слуги бездельничают. Досуг помещика занят бесцельным складыванием пепла из трубки в горки, а книга в его кабинете два года лежит с закладкой на 14-й странице. Портрет и характер Манилова созданы по принципу: «в приятность, казалось, чересчур было передано сахару».
На лице Манилова было «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно… » Любовь Манилова и его жены чересчур слащава
Коробочка тоже отличается «чрезмерностью», но иного рода — чрезмерной бережливостью, недоверчивостью, боязливостью, ограниченностью. Она «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки».
Вещи в ее доме отражают ее наивное представление о достатке и красоте и в то же время — ее мелочность и ограниченность. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате». Гоголь называет Коробочку «дубинноголовой». Она боится продешевить при продаже «мертвых душ», чтобы как-нибудь «не понести убытку».
Коробочка решается продать души только из страха, потому что Чичиков пожелал: «… да пропади и околей со всей вашей деревней!» «Дубинноголовость» Коробочки — черта человека, который «как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь».
Собакевич внешне напоминает былинного богатыря: сапог исполинского размера, ватрушки «гораздо больше тарелки», «ни разу не был болен». Но поступки его отнюдь не богатырские. Он ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников. Весь город, по его словам, — «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет… один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Портреты на стенах, изображающие героев, говорят о нереализованных богатырских, героических возможностях «омертвелой» души Собакевича.
Собакевич — «человек-кулак».
Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, отсутствие возвышенных идеалов. Ноздрев — «разбитной малый», кутила. Главная его страсть — «нагадить ближнему», продолжая оставаться его другом. «Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами».
В кабинете Ноздрева вместо книг сабли и турецкие кинжалы, на одном из которых написано: «Мастер Савелий Сибиряков». Даже блохи в доме Ноздрева «пребойкие насекомые». Еда у Ноздрева выражает его бесшабашный дух: «кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось… словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет». Однако активность, деятельность Ноздрева лишена смысла и тем более общественной пользы, потому он тоже «мертв».
Плюшкин предстает в поэме бесполым существом, которого Чичиков принимает за ключницу.
Образы, окружающие этого героя, — заплесневелый сухарь, засаленный халат, крыша, как решето. И предметы, и сам хозяин подвержены тлению. Когда-то образцовый хозяин и семьянин, Плюшкин теперь превратился в паука-отшельника.
Он подозрителен, скуп, мелочен, деградирует умственно. Показывая последовательно быт и характер пяти помещиков, Гоголь изображает процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляет все его пороки и недостатки.
Произвол помещиков, тяжелая жизнь крепостных крестьян, пьянство, лень — все это без прикрас было показано Гоголем в поэме «Мертвые души». Россия — богатая, бедная, добрая, уродливая, глупая, любящая, злая — встает перед нами на страницах произведения. Показывается весь ужас, весь «ад» русской жизни.
«Ад» русской жизни — это прежде всего помещики-самодуры, которые заботятся только о себе и своем благосостоянии, не думая больше ни о чем. Каждый помещик в поэме представляет собой определенный тип человека. Первый, к кому приезжает Чичиков, — это Манилов.
Манилов доброжелателен и этой доброжелательностью отвратителен: «…
В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». В его голове, хозяйстве и жизни творится полный развал: «…
У всякого есть свой задор: у одного задор обратился на борзых собак; другому кажется, что он сильный любитель музыки и удивительно чувствует все глубокие места в ней, — словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было». Единственное, чем занимался Манилов, — это никчемные размышления ни о чем. В доме не могут уже несколько лет обтянуть кресла материей.
Манилов читает книгу уже два года и особых успехов не видно: «…
Книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Манилов ведет паразитическое существование, не заботясь ни о себе, ни о своих крепостных, и видно его постепенное разорение. Предложение Чичикова о покупке мертвых душ приводит Манилова в изумление: «…Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут».
Но вскоре он приходит в себя и отдает Чичикову все мертвые души за просто так. Это объясняется тем, что Манилов ко всему равнодушен и ему безразлично, что он делает.
После отъезда Чичикова он снова предается размышлениям о жизни. Полной противоположностью Манилову является помещик Собакевич. Собакевич — это единственный нормальный хозяин, заботящийся о своих крестьянах.
Зная, что если крестьян кормить, то они будут работать, он добивается успеха и живет не бедствуя.
Это хитрый, умный и здравомыслящий человек. На нелепое предложение Чичикова о покупке мертвых душ он отвечает сразу: «… — Вам нужно мертвых душ? — спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе. — Да, — отвечал Чичиков… — Найдутся, почему не быть… — сказал Собакевич, — извольте, я готов продать».
Продавая Чичикову «мертвые души» по два рубля с полтиною, он начинает торговаться со ста рублей, — Собакевич ни в чем не упускает выгоду. Очень похожа на Собакевича и помещица Коробочка. Она рачительная хозяйка, но поражает окружающих своей тупостью.
В любом деле она ищет мелочную выгоду и интерес, выгадывая копейку везде, где только можно.
Но все-таки она рачительная и домовитая хозяйка и так же, как и Собакевич, пытается извлечь из абсурдного предложения Чичикова выгоду. Конечной стадией гибели человеческой личности можно назвать помещика Плюшкина.
Его некогда богатое хозяйство разваливается. Плюшкин имеет восемьсот душ, его кладовые и амбары ломятся от добра, но из-за жадности и бессмысленного накопления все богатство обратилось в прах: «…сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль». Крестьяне Плюшкина «мрут как мухи, десятками числятся в бегах».
Все это показывает весь ужас и абсурд происходящего.
Ведь при крепостном праве такие вот Плюшкины, Маниловы, Собакевичи получают все права на таких же живых людей и делают с ними все, что хотят. И это страшно. Роль поэмы Н. В. Гоголя огромна.
По замыслу писателя, поэма «Мертвые души» должна была состоять из трех частей. В первой части Гоголь хотел показать весь «ад» русской жизни — все плохое, что есть в России. Вторая часть должна была показать «чистилище», а в третьей части писатель хотел показать «рай» русской жизни — все самое хорошее, что есть.
К сожалению, Н. В. Гоголь написал только первый том романа — «ад» русской жизни. Роль поэмы огромна.
Более ста лет прошло с тех пор, но роман по-прежнему актуален.
Быт и характер пяти помещиков в поэме «Мертвые Души»