Цель стихотворения «Пир Петра Первого»
Творческая история стихотворения отсутствует — никто из предлагавших интерпретацию «Пира» не считал нужным заниматься ею. Не установлено и точное время его написания. Исследователи предпочитают свои суждения подкреплять догадками. В академическом собрании сочинений комментаторы этого стихотворения указывали, что его следует датировать, исходя из пометки поэта на автографе, 1835 годом. От себя они вносили уточнение: «предположительно — сентябрем — декабрем».
Почему названы именно эти месяцы? Комментаторы не дают ответа
В таком плане ведет рассказ о времени и причинах создания этого стихотворения Н. В. Измайлов. Цель стихотворения, считает он, призыв к Николаю 1, со ссылкой на пример Петра I, «быть великодушным к побежденным врагам — декабристам». Соответственно определяется и время его написания — «в конце 1835 г., когда в связи с десятилетием восшествия Николая на престол можно было, казалось, ожидать амнистии декабристам».
Предположение это не было проверено ни автором гипотезы, ни последующими исследователями. В то же время Н. В. Измайлова смущало поведение Пушкина,- написав призыв о милости, поэт
Предположение это более чем странное — с какой это стати царь будет отмечать десятилетие приговора над мятежниками? Какие основания приписывать Пушкину подобные убеждения?
В действительности все было иначе, факты опровергают догадки и домыслы. Ожидавшаяся амнистия была проявлена, о чем и было объявлено в указе, датированном 14 декабря 1835 года. Об этом указе знали и декабристы-каторжане, и их родные и близкие, знало общество, знал Пушкин — указ был опубликован в газетах.
Естественно, что Пушкин, как все русские люди, ждал этого указа и прочел его с необыкновенным волнением. Складывалась беспримерная для России политическая ситуация — в день десятилетия своего царствования Николай I как бы держал своеобразный экзамен перед Россией, перед русским обществом. Экзамен на мудрость самодержца, на человечность, на способность понимать требования общества, на милосердие монарха, ознаменовавшего свое восшествие на царство дикой расправой с лучшими сынами отечества.
Выдержал ли этот экзамен Николай I? Как отнесся к этому указу Пушкин? Как он оценил проявленную в указе милость к декабристам? Как соотносится с этим указом Николая I стихотворение «Пир Петра Первого»?
Все эти и многие другие вопросы, связанные с пониманием смысла стихотворения, цели и времени написания и позднейшей публикации встают перед нами именно теперь.
Прежнее истолкование «Пира» решительно подрывается содержанием указа от 14 декабря 1835 года, В самом деле, если Пушкин верил Николаю I, то почему, спрашивается, написав призыв о милости, он не напечатал его? Ведь написание стихотворения датируют сентябрем — декабрем 1835 года. Призывал, а призыва не напечатал — зачем же навязывать Пушкину подобную нелепую позицию?
Еще более странным выглядит объяснение причин публикации «Пира» в апреле 1836 года — Пушкин призывает императора к милости через четыре месяца после ее торжественного объявления! Если, как утверждают многие исследователи, Пушкин верил Николаю I, верил в его милость, то после указа от 14 декабря 1835 года поэт должен был не призыв печатать, а поэтический акафист августейшему милостивцу. Но Пушкин почему-то этого не сделал, а напечатал «Пир Петра Первого».
Что же тогда значило это стихотворение, в чем его гражданский смысл, как оно по-новому формулировало отношение Пушкина к царю?
Ответить на эти и многие другие важные вопросы поможет реальная история отношения Николая I к осужденным им декабристам, выяснение смысла и содержания его так называемых милостей, которые он проявлял к ним. Восстановить эту историю помогают указы императора, воспоминания декабристов и, в частности, воспоминания Д. И. Завалишина.
В июле 1826 года осужденным декабристам был объявлен приговор. 22 августа новый император издал указ, в котором он изменил срок наказания осужденным по первому разряду: Уголовный суд приговорил к каторжным работам «навечно», а Николай I определил иной срок — «двадцать лет».
Это обстоятельство, как отмечает Д. И. Завалишин, породило у одних ссыльных «иллюзии насчет общей амнистии», у других скептическое отношение к Николаю, который, как они считали, «горяч, как Павел, и злопамятен, как Александр». И все же, констатирует Д. И. Завалишин, «большинство из нас и наших родных охотно предавались обольщению». Этому способствовало поведение «самых преданных правительству людей», рассуждавших вслух в гостиных столицы на тему, что император помилует осужденных. Почему так говорили люди?
Потому ли, что они этого лично желали, «или хотели содействовать видам правительства», было неизвестно. Но, «несомненно то,- утверждает Д. И. Завалишин,- что правительство, увидят наклонность наших родных и публики верить подобным речам, всячески старалось содействовать тому, как для успокоения общественного мнения, так и для того, чтоб удержать нас в спокойствии, и потому беспрестанно распускало слухи, что вот при таком-то или при таком-то случае будет амнистия. Все это через письма родных передавалось в каземат и отражалось в нем у большинства еще большими, может быть, иллюзиями, чем те, которым предавались наши родные в России»
Стихотворение звучало политическим уроком Николаю I. Это намерение Пушкина поняли современники. Следует напомнить отзыв одного из них — я имею в виду недавно опубликованное М. И. Гиллельсоном мнение о «Пире Петра Первого» Л. И. Голенищева-Кутузова, человека, идейно чуждого Пушкину. Тем интереснее его понимание пушкинского стихотворения: «»Пир в Петербурге» повествует в гармоничнейших стихах о пире, устроенном Петром Великим не в честь победы и торжества, рождения наследника или именин императрицы, но в честь прощения, оказанного им виноватым, которых он обнимает — стихи звучат по-пушкински… Не распространяясь уже о стихе, сама идея стихотворения прекрасна, это урок, преподанный им нашему дорогому и августейшему владыке…»
Цель стихотворения «Пир Петра Первого»