Центральная тема всей прозы Бунина: тема любви
В русской литературе XX ст. Бунину принадлежит выдающееся место. Он был замечательным прозаиком и утонченным лириком. Гибель дворянских усадьб, распад общественных связей — ведущая тема многих произведений писателя, и раскрывается она всегда по элегически грустно. Его творческая манера объединяет в себе и суровую выразительность гравюры, и яркий колорит живописи.
Бунин тонко заметил связь человека с историей, со Вселенной, вместе с тем трезво сознавая неприкаянность и одиночество человеческого бытия.
Бунин родился 22 октября 1870
Бунин всегда любил Украину, ему нравилось странствовать украинскими степями, общаться с местными жителями, слушать народные песни.
В 1889 году он побывал в Харькове и Крыму, а через год осуществил путешествие по течению
Его дебютная книга «Стихотворения 1887-1891» увидела мир в 1891 году. В рассказах Бунина, которые писатель создал в 90-х годах XIX ст., речь шла о актуальных проблемах жизни русского села. Этим произведениям присущи знания народной жизни, связь с традициями русской реалистической прозы.
В конце XIX ст. Бунин переехал в Москву и сблизился с Максимом Горьким, который высоко ценил талант молодого писателя, но иногда остро подвергал критике его за аполитизм и «господскую неврастению».
Накануне революции 1905 г. Бунин был уже довольно заметной фигурой в тогдашней русской литературе. Но его популярность продолжала возрастать и в дальнейшем. Он трижды становился лауреатом высочайшей награды Русской Академии наук — премии имени Пушкина, которую получил за правдивый артистичный талант, с которым «он воссоздал в прозе типичный русский характер». В 1909 году Бунина назвали одним из двенадцати почетных членов Академии.
Однако по-настоящему популярным писатель, по его собственному признанию, стал после публикации большой социально-психологической повести «Деревня» , в которой с суровой беспощадностью изобразил пасмурные будни русского села, убожество, невежество, замшелость быта и психологии крестьян. Эту книгу Бунин писал, живя в Италии, на острове Капри, где часто встречался с Максимом Горьким, М. Коцюбинским и другими литераторами. Накануне Первой мировой войны в творчестве Бунина появляются новые мотивы и образы, расширяется диапазон тем, обогащается новыми красками стилистическая палитра.
В это время писателя интересуют, прежде всего так называемые «вечные темы»: быстротечность и трагичность человеческой жизни, обреченность человека на фатальное одиночество, непонимание и страдание. В атмосфере этого трагического мироощущения раскрывается и одна из центральных тем всей прозы Бунина — тема любви. Еще в 1888 г. юный писатель утверждал в одной из статей: «Любовь, как чувство вечное, всегда живое и юное, служило и будет служить неисчерпаемым материалом для поэзии.
Оно вносит идеальное отношение и смысл в будничную прозу жизни, пробуждает благородные инстинкты души и не позволяет завязнуть в узком материализме и грубом животном эгоизме».
К лучшим образцам прозы Бунина, написанной на эту тему, принадлежат рассказы «Грамматика любви» , «Легкое дыхание» , «Сны Чанга» и прочие. Первую мировую войну и революцию 1917 г. писатель воспринял как предвестие близкого и неминуемого краха России. В мае 1918 г. Бунин уехал из Москвы и на протяжении 1918-1919 годов жил в Одессе. Глубокий пессимизм и резкое непринятие революции отразились в публицистической книге «Окаянные дни» , которую Бунин написал в Одессе под впечатлением от новых порядков, установленных в стране большевиками.
26 февраля 1920 года вместе с остатками разбитой Белой армии писатель покинул Россию и, через Константинополь, Болгарию, Сербию добрался до Франции. На протяжении трех лет жил в Париже, а с 1923 года перебрался в Приморские Альпы, и с того времени жил там почти постоянно.
В эмиграции писатель создал десять новых книг. Среди самых заметных произведений этого периода — повесть «Митина любовь» , автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» и сборник «Темные аллеи» , в который вошло 38 рассказов, посвященных теме любви. Литературные заслуги Бунина высоко оценила мировая общественность. В 1933 г. он первым среди русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии. Во Франции Бунин пережил фашистскую оккупацию, режим и идеологию которой осуждал не менее резко, чем сталинизм.
Сквозь всю жизнь Бунин пронес любовь к России, во время войны пристально следил за успехами советских войск и радушно приветствовал победу над нацистами, но вернуться в сталинский СССР отказался. Писатель умер в Париже 8 ноября 1953 г. от болезни легких. Признанный мастер прозы, Бунин был также выдающимся поэтом.
Его, поэтическое творчество характеризуется выразительной связью с традициями русской классической поэзии, радостным мировосприятием, тяготением к строгой, ясной форме, к реалистическому изображению людей и явлений окружающего мира. Кроме того, Бунин был замечательным переводчиком. Непревзойденным остается его перевод поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который в 1903 г. Академия наук отметила Пушкинской премией.
Бунину принадлежат переводы таких выдающихся произведений мировой литературы, как мистерии «Каин» и «Манфред» Дж. Байрона, «Леди Годива» А. Теннисона, «Крымские сонеты» А. Мицкевича. Следует также заметить, что в 1900 году были опубликованы два бунинских перевода поэзий Т. Шевченко — начало «Завещания» и первые строки стихотворения «Закуковала кукушечка».
А в романе «Жизнь Арсеньева «автор назвал Шевченко «истинно гениальным поэтом».
Центральная тема всей прозы Бунина: тема любви