Центральный персонаж комедии А. Н. Островского «Лес»
Провинциальный актер, комик Счастливцев «парный» персонаж к трагику Несчастливцеву, как Санчо Панса — к Дон Кихоту. Житейский практицизм, здравый смысл, трезво-ироническое и проницательное восприятие действительности делают его «земным» персонажем, контрастным по отношению к «возвышенному» Несчастливцеву.
Прирожденный актер, Счастливцев уверенно и артистично театрализует свое жизненное поведение в рамках своего комического амплуа. Мастер фарсовых ситуаций, он обладает хорошим чутьем на смешное в жизни, знает толк
Имея в памяти и перед глазами пример великого артиста А. Е. Мартынова, Счастливцев соглашается на роль слуги Несчастливцева; «войдя в образ», ловко устраивается, будучи сыт с «барского стола», пьян и доволен. В соответствии с амплуа «слуги-пройдохи» он представляется лакею Карпу Сганарелем, с ключницей Улитой разыгрывает «черта», а невежественному грубияну Бодаеву коротко говорит о своей сценической специальности: «скворцом свищу, сорокой прыгаю».
Присущее Несчастливцеву
Как показывает монолог о житье «у родных», в С. сохранился благородный остаток актерской «возвышенной души». Бесшабашный гаер и «пеший путешественник», он не приспособлен для прилично-однообразной жизни городского обывателя. Актерская судьба — единственно возможная для него. Преданность бедной, но вольной театральной жизни роднит его с Несчастливцевым и объясняет финальную реплику трагика, обращенную к С.: «Руку, товарищ!»
Робинзон в «Бесприданнице», скатившийся до положения шута у богатых бар, и Шмата в пьесе «Без вины виноватые» — «комик в жизни и злодей на сцене»,- являются развитием комического типа Счастливцева.
Центральный персонаж комедии А. Н. Островского «Лес»