Церковный календарь
Время свыше суток и в пределах года мы отмеряем по месяцам и дням. У наших вовсе не дальних предков было другое счисление — по церковным праздникам и постам. Простой, неграмотный крестьянин, да и горожанин, плохо разбирались в числах и месяцах, для них события происходили «на Сретенье», «на Егория», «в Петровки», «на Казанскую» и т. п., то есть по памятным дням церковного календаря, который тесно переплетался с древними, дохристианскими поверьями и приметами, отчего мы вправе называть его и народным.
Народное наименование
Кроме указаний на зиму, упомянутые праздники нам ничего не говорят. Слушателям мужичкам, как и читателям — современникам Некрасова, все было предельно ясно. Поясним: день святой ЕКАТЕРИНЫ отмечался 24 ноября старого стиля, БЛАГОВЕЩЕНИЕ — 25 марта, осенний праздник иконы КАЗАНСКОЙ БОГОМАТЕРИ — 22 октября. Не было дня в году, не отмеченного поминовением какою либо одного, а чаще нескольких святых или иным событием христианской мифологии.
Поэтому народ прекрасно обходился без привычных для нас дат: числа и месяца. Провинциальное дворянство тоже плохо разбиралось в официальном календаре. Вот что пишет об окружении своего героя И. А. Гончаров в романе «Обломов»: «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа. Может быть, это происходило частью из за того, что, кроме самого Обломова, прочие все путали и названия месяцев, и порядок чисел». Старый и новый стиль Вы уже заметили: современные даты упомянутых некрасовской Матреной Тимофеевной праздников приведены по старому и новому стилю, то есть календарю.
В чем их различие? В юлианском календаре, введенном римским императором Юлием Цезарем в 45 году нашей эры, год был подсчитан не вполне точно, с превышением на 11 минут 14 секунд. За полторы тысячи лет, несмотря на поправку в три дня, сделанную в XIII веке, эта разница составила десять суток. Поэтому в 1582 году римский папа Григорий XIII приказал выбросить из календаря эти десять суток; григорианский календарь был введен в большинстве стран Западной Европы, а затем и Америки.
Однако Россия не согласилась с поправкой, сделанной главой католической церкви, и продолжала придерживаться юлианского календаря. Новый стиль в России ввела советская власть в феврале 1918 года, когда разница в календарях достигла уже 13 суток. Тем самым летосчисление страны было приобщено к общеевропейскому и американскому. Русская православная церковь реформы не признала и до сих пор продолжает жить по юлианскому календарю.
Итак, разница между календарями в XX и XXI веках составляет 13 дней, в XIX веке она равнялась 12 дням, в XVIII — 11. С 1 марта 2100 года разница между старым и новым стилем достигнет уже 14 дней. При чтении старой русской литературы разницу между официально принятым в России григорианским календарем и старым, юлианским, полезно учитывать. Иначе мы не вполне точно будем воспринимать время, когда происходят события, описанные у наших классиков.
Вот примеры. Сегодня нередко, услышав раскаты грома в первые дни мая, люди цитируют начало известного стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»: «Люблю грозу в начале мая.» При этом мало кому приходит в голову, что стихотворение написано в XIX веке, когда май в России начинался 13 мая по нынешнему календарю и гроза в средней полосе страны вовсе не редкость. Поэтому Тютчев, описывая первую грозу в начале мая, ничуть ей не удивляется, а только радуется.
В рассказе И. С. Тургенева «Стучит!» читаем: «.дело было в десятых числах июля и жары стояли страшные.» Сейчас нам ясно, что по нынешнему речь идет о двадцатых числах июля. В другом произведении Тургенева, романе «Отцы и дети», говорится: «Наступили лучшие дни в году — первые дни июня». Добавив 12 дней, читатель легко поймет, какое время года по современному календарю Тургенев считал лучшим.
В дальнейшем изложении даты старого и нового стиля мы будем давать через дробь.
Церковный календарь