«Чайка» — первая пьеса русской новой драматургии

I. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Как-то А. П. Чехов сказал: «Пусть на сцене все будет так же сложно и вместе с тем так же просто, как и в жизни. Люди обедают, лишь только обедают, а тем временем строится их счастье и разбивается их жизнь».

Сегодня на уроке мы и попробуем разобраться, в чем заключается, по Чехову, человеческое счастье, а в чем — причина несчастий людей, их разбитой жизни.

II. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний

1. Работа в парах ; озвучивание лучших ответов

2. Сравнение двух

схем — особенности драматургии А. Чехова и Г. Ибсена

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Слово учителя

— Премьера пьесы «Чайка» состоялась в 1896 году в Александринском театре в Петербурге и завершилась провалом. Актеры не были готовы к новым театральным идеям Чехова, не справились с подтекстами. Автор тяжело переживал неудачу. Но пьесу не сняли с репертуара и продолжали играть в разных театрах. Например, в Киевском театре Соловцова она имела успех.

Настоящий триумф ждал на Чехова только через два года, когда «Чайку» поставили в московском художественном театре под руководством

К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Длится этот успех и по сей день. Кстати, на сегодня по количеству постановок Чехов-драматург занимает второе место в мире.

2. Комментируемое чтение первого действия пьесы

3. Обмен впечатлениями относительно прочитанного, эвристическая беседа

— О людях, о которых речь идет в пьесе?

— Какой есть тема произведения, ведущий конфликт?

— Есть ли в пьесе интрига, захватывающий сюжет?

— Какие «спектакли в спектакле» изображены в пьесе, с какой целью?

— Кто еще, кроме Тригорина и Треплева, мечтает об амплуа литератора?

4. Итог учителя

— О своем произведении чехов говорил, что в нем «много разговоров о литературе, мало действия; пять пудов любви». В «Чайке» практически нет интриги: всегда можно догадаться, чем закончатся события.

Кстати, Чехов вывел это в драматический принцип: если в первом действии на сцене висит ружье, то в последнем она должно выстрелить.

Герой пьесы Треплев говорит, что убьет себя, и делает это. Понятно и то, что у Нины нет особых шансов на успех в театре, и что любовь с Тригориным — иллюзия.

О самих же событиях мы узнаем лишь из речей героев. Для драматурга существенными являются не они, а переживания героев, их внутреннее состояние.

V. Закрепление знаний, умений и навыков

Мини-диспут

Учитель. Объясните, что Маша не договорила, что, по вашему мнению, должно стоять на месте трех точек, в фразе: «По-вашему, нет большего несчастья, как бедность, а по-моему, в тысячу раз легче ходить в лохмотьях и попрошайничать, чем…»

VI. Домашняя задача

Прочитать всю пьесу, подготовиться к ее комментированию и анализу.

VII. Итог урока

Интерактивное упражнение «микрофон»

Закончите предложение:

— Герои пьесы мне показались…

— Меня поразило…

— Мне кажется странным…




«Чайка» — первая пьеса русской новой драматургии