Частушки, нескладухи и небылицы

Частушки появились в народе во второй половине XIX столетия. Это песенки повышенного общественного звучания. Они все обращены к людскому суду, людской совести.

Частушка делает достоянием гласности всякую новизну. Было время, когда распространение частушек считали признаком упадка народного творчества, не замечали того мастерства, с которым сложены ее короткие и сильные стихи, бойкие, стремительные, насмешливые, иронические. Среди частушек можно выделить несколько разновидностей.

Самым многочисленным видом частушек надо признать

лирические попевки: Лучше нету того цвету, Когда яблоня цветет, Лучше нету той минуты, Когда миленький придет. Эту частушку с заменой только одного слова «миленький» словами «милый мой» включил в свою песню наш современник поэт М. В. Исаковский, оценивший художественный смысл и совершенство народного четверостишия. Лирические попевки не обязательно поют только на людях — на вечерках, под игру на гармони. Их поют и наедине с самим собой, но создались эти песни все же как поэзия чувств, которые требовали выхода.

Такие частушки делятся с людьми горечью разлук, волнением встреч: Ты, гармонь, гармошенька, Развей

тоску малешенько, Развей ты горюшко-тоску По дорожке, по песку. Одну и ту же частушку могут петь люди разного душевного склада, в разное время и в разных местностях. Каждый находит в частушке созвучие своим настроениям. Тем самым частушка и завоевала сердца миллионов людей.

В лирических попевках, а равно и в других видах частушек отразились помыслы, чувства народа со всеми чертами, прежнего времени, но немало частушек, в которых есть приметы и нашего времени: Я сегодня тебя видела Во сне, мой дорогой, Ты в зеленой гимнастерке Стоял передо мной. Особый вид частушек рассчитан на комический эффект. Это нескладухи и небылицы: Я с высокого забора Прямо в воду упаду, Ну кому какое дело, Куда брызги полетят! Это нескладуха в прямом смысле слова: последний стих не вяжется с остальными ни по смыслу, ни по форме: ждешь рифмы к слову «упаду», а ее нет. Частушка-небылица напоминает детский перевертыш, но несообразности здесь не несут педагогической функции, они только средство юмора: Сапоги сшил из рубашки, А рубашку — из сапог, Дом поставил из опилок — Вышел славненький домок.

В свое время в Поволжье и в других местах были очень широко распространены страдания — лирические и комические двустишия медленного, а не частого, бойкого ритма. Приду домой, стукну в сенцы — Мать не знает, что на сердце. Помимо лирических попевок и их комических пародий — нескладух, страданий, среди частушек можно встретить особые плясовые припевки: Ой, топни, нога, Не жалей сапога, Тятька новые сошьет Или эти подошьет. Припевка специально сложена для пляски — самый набор слов здесь служит передаче ее ритма.

Совсем недавно, уже в советское время, появился плясовой тип частушек — так называемая «Семеновна». Это частушки особого напева. Певцы обнаруживают стремление к соединению этих частушек по признаку развития одной темы.

Сначала певица поет: Я пошла с другим, ему не верится, Он подошел ко мне удостовериться. А потом продолжает: Удостоверился — и не дождался слов, А я ему кричу, что позабудь любовь. Название «Семеновна» частушки получили по имени лирической героини Семеновны, у которой дружок — Семен: Ай, Семен, Семен, ты, как луг, зелен, Ай, Семеновна, трава зеленая. . . «Семеновна» — лирический тип плясовых частушек, но среди плясовых типов частушек есть и такие, которые с самого возникновения обнаружили тягу к политическим темам: это — «Яблочко». В годы революции и гражданской войны в ходу была частушка: Эх, яблочко покатилося.

А кадетская власть повалилася. Частушки выводили народную поэзию из бытовых рамок, но устная поэзия народа и до них в особых своих видах трактовала социальные темы. Это касается в первую очередь былин, исторических песен, песен о солдатчине, антикрепостнических песен, так называемых «разбойничьих», тюремных, а также многих пословиц и поговорок.




Частушки, нескладухи и небылицы